Продолжаем тему как эффективно развивать чувство ритма. Первую часть можно прочитать здесь
Для понимания факторов способствующих развитию чувства ритма необходимо в первую очередь обратиться к психологическим предпосылкам этого явления.
Большинство музыкантов и педагогов очень часто путают понятия чувство ритма и чувство музыкального ритма.
Хотя кажется, что они очень близки на самом деле это не так.
Приведу простой пример.
Профессиональных музыкантов попросили поучаствовать в следующем опыте – необходимо было математически выверенный промежуток времени (5 сек) – с помощью стука разделить на 2, 3, 4 части.
Ни один из музыкантов не смог справиться с этим заданием. Суть эксперимента в том, что при игре на музыкальном инструменте используется не просто чувство ритма, а именно музыкальное чувство ритма, которое опирается на музыкальную интонацию в соединении с ритмом.
Другой пример: когда группу детей с музыкальными способностями просили повторить ритм, который отстукивали с помощью карандаша, только небольшой процент справился с этим заданием, когда же была поставлена задача, наиграть простукиваемый ритм, то все дети справились с легкостью. Другая же группа детей, которые не занимались музыкой, справились с первой группой заданий, а второе задание никто не выполнил.
Таким образом, эти два опыта показывают, что развитие чувства ритма еще не гарантирует применение его в музыкальной практике. И такая дисциплина, как ритмика также должна быть поставлена под сомнение. Как правило, ритмика развивает моторные крупные движения. Поэтому такие формы как танец, ритмичные движения – не улучшают именно музыкальное чувство ритма.
Среди педагогов бытует ошибочное мнение, что чувство ритма можно развивать в отрыве от мелодики, гармонии и т.д.
Они исходят из ложного предположения равенства чувства ритма и музыкального чувства ритма. В результате большой процент музыкантов-педагогов (около 90) утверждает, что развить чувство ритма практически невозможно.
Это мнение отражено в книге Л. А. Баренбойма, где написано: «В то время как развитие чувства музыкального ритма, как показали и психологические опыты, и педагогическая практика, чрезвычайно ограничено в своих пределах, музыкальный слух поддается почти безграничному совершенствованию»
Однако, как понятно из вышесказанного – это заблуждение.
Так как чувство музыкального ритма это способность, то с точки зрения определения самого понятия “способность” – нельзя говорить о невозможности его развития, поскольку способность это динамическое понятие, которое может или развиваться или ухудшаться, но никак не оставаться в одном состоянии.
Приемы развития чувства ритма
Первый – это арифметический счет. Нужно разграничить две функции, которые он может исполнять
Первая – это использовать счет, как арифметическую схему, на основании которой выстраивается исполнение. Здесь ученик видит свою задачу в том, чтобы извлекать звуки на определенный счет (одна нота на раз, две ноты на два и т.д.)
Такой счет можно назвать арифметическим счетом и он несомненно вреден, поскольку приучает строить музыкальное движение не на основе чувства ритма, а на основе арифметического счета.
Любая способность развивается только в процессе такой деятельности, которая без этой способности не может осуществляться. Музыкант, со слабым чувством ритма, научившись играть с арифметическим счетом, попадает в ситуацию, когда он может играть без использования чувства ритма. Это очень выгодно для педагога поскольку дает быстрые результаты (ученик начинает играть верно ритмически), но к сожалению способствует ухудшению чувства ритма.
Вторая функция арифметического счета -это расшифровка нотной записи.
Здесь арифметический счет используется и профессиональными музыкантами, поскольку оказывает большую помощь, особенно при считывании сложных ритмических рисунков. Но нужно понимать, что чувство ритма здесь играет только опосредованную роль и полностью включается только при исполнении.
Метроном
Второй способ развития чувства ритма – это метроном.
Казалось бы метроном – это тот инструмент, которому все поют дифирамбы. На любой вопрос по развитию чувства ритма в 90% случаев ответ будет занимайся с метрономом.
Но здесь есть много подводных камней. Метроном дает нам разбиение времени на равные промежутки. В музыке же очень часто имеет место такое исполнение, при котором две восьмые не равны четверти, две четверти не равны восьмым и т.д. Живой музыкальный ритм это не равномерное чередование долей, а чередование длительностей близких к двухкратному делению. По сути, тенденция современной звукозаписи все квантовать до малейших долей секунды убивает музыкальный ритм и такие приемы как ritenuto, diminuendo и т.д.
Поэтому использовать метроном нужно вдумчиво, применяя различные способы занятий (о них я расскажу в следующей части статьи).
Итак, чувство ритма и чувство музыкального ритма – две разных способности. Развитие одно из них не гарантирует успеха в другой. Музыкальное чувство ритма поддается развитию, только при комплексном подходе и опоре на все элементы музыкальной ткани.
На начальной стадии развития чувства музыкального ритма – необходимо опираться на метроном, затем же опираться на внутреннее чувство ритма.
да, можно включить джазовый минус, выучить гамму, интервалы, но джаза не получается)) если играешь ровно. а начинаешь “чудить” с ритмом – тоже не всегда получается. сложно уловить это чувство музыкального ритма
А как же группы, игравшие с запрограммированной драм-машиной? Могу назвать парочку неплохих, хотя бы, например, австралийская Big Electric Cat, и, притом, их музыка не кажется мне механистичной. Может быть “виновата” ритмика бас-гитариста и прочих?
Ну конечно играет роль целое звучание.Лучший пример неживой музыки – это программинг для игр времен деньди.Хотя они там тоже вроде пытались хоть как-то оживить
Ага. Сейчас тоже есть восьмибитная музыка и трекерная тоже. и свои поклонники у нее есть. Но я, собственно, про ритм, а не про неживое звучание. То есть в секвенсорах (том же Сонаре) есть такая штука “Гуманайзинг”. Делает в ровной последовательности нот неточности, как если бы это делал человек. Говорят, что это помогает, но на мой слух – точно не помогает 🙂 А вот полностью, скажем, “машинный” Impro-Visor дает звучание похожее на джазовое. И автоаранжировщики типа Band-In-A-Box и Onyx Arranger тоже. Наверное, ритм – штука посложнее, чем кажется 🙂
Ну просто Humanazer делает все тоже по математике:)
Проблема здесь в восприятии мозгом не только ритма,но и в целом интонации.Ритм и звук в определённой точке сливаются в одно целое,что наш мозг на каком-то уровне фиксирует,как настоящую музыку или как механистичную.По повуодц 8 битной музыки – здесь слушатель заранее знает,что музыка сыграна роботом поэтому не вызывает отторжения.а band -in-box кстати не так уж и живо звучит – как более дорогая версия PSR yamaha
“а band -in-box кстати не так уж и живо звучит – как более дорогая версия PSR yamaha”
Действительно 🙂
Очень интересный материал. Деталей еще понять не могу, но впечатление такое, что некоторые положения приведены без обоснования и, возможно, являются спорными. Денис, если я с Вашей помощью дорасту но соответствующего уровня (хотя бы в понимании темы “Ритм”) то смогу либо аргументированно спорить с Вашей статьей, либо, наоборот, строить конкретные примеры и даже учебные методики, разворачивающие заложенные в ней мысли. С уважением, Юрий.
Баренбойм, значит, не одну меня ввёл в заблуждение 🙂
Денис, было бы очень интересно узнать методики, общие рассуждения в 2х статьях мне показались близки, но инструмента развития не видно за текстом
“Но здесь есть много подводных камней. Метронома дает нам разбиение времени на равные промежутки. В музыке же очень часто имеет место такое исполнение при котором две восьмые не равны четверти, две четверти не равны восьмым и т.д. Живой музыкальный ритм это не равномерное чередование долей, а чередование длительностей близких к двухкратному делению. По сути, тенденция современной звукозаписи все квантовать до малейших долей секунды убивает музыкальный ритм и такие приемы как ritenuto,diminuendo и т.д.”
Браво! Полностью поддерживаю! Это же не музыка получается! А метроном нужен для разбора сложных ритмических рисунков, проверки арпеджио на равномерность и т.п..
Вот только один момент: как быть, если играешь под “минус”?:(