Бесплатный видеокурс по развитию слуха можно забрать здесь
Можно с уверенностью сказать, что хороший слух это единственная способность, которая позволяет стать музыкантом. Без этого не может быть ничего.
Конечно возможно научить играть на музыкальном инструменте человека без музыкального слуха, но его игра, скорее всего, будет напоминать действия робота выполняющего заложенную программу и неспособного отклониться от нее.
Когда говорят о музыкальности, то всегда подразумевают хорошо развитый музыкальный слух, даже если эту идею не озвучивают. Я думаю, что существует множество вопросов связанных с музыкальным слухом, но на наиболее важными, являются следующие:
Что подразумевают под хорошим музыкальным слухом?
Какие существуют критерии для его определения?
Как развивать музыкальный слух?
Начнем с того, что определим, чем музыкальный слух отличается от обычного слуха.
Музыкальный слух — совокупность способностей, необходимых для сочинения, исполнения и активного восприятия музыки. Музыкальный слух, прежде всего, опирается на знание и на усвоенную систему символов. Например, каждый может напеть мелодию песни “В лесу родилась елочка”, но не каждый может назвать интервалы и ноты, из которых она состоит.
С другой стороны, если Вашей голове есть устойчивая связь между первой интонацией этой песни и тем, что это интервал большой сексты, то когда Вы слышите эту интонацию в любом музыкальном произведении. Вы знаете, что это интервал большой сексты и можете сыграть его на инструменте.
Работа слуха в таком случае заключается в запоминании определенных музыкальных структур и наделение их смысловой нагрузкой.
Как видите, развитие слуха представляет собой применение определенного знания на практике в совмещении с развитием слуховой памяти.
Отсутствие понимания того, как соотнести слуховой опыт с развитием слуха может приводить людей к мысли о том, что у них нет слуха.
Однако людей без слуха практически не бывает. Большинство проблем связанно с некачественным обучением основам, в музыкальных школах и прочих учебных заведениях. Существует множество категорий музыкального слуха. Наиболее важными являются:
Абсолютный слух — способность определять абсолютную высоту музыкальных звуков, не сравнивая их с эталоном. Это подразумевает, что услышав любую ноту, Вы можете назвать ее.
Подразделяется на пассивный (небольшой процент определения нот, ограниченное применение) и активный.
Относительный слух — наиважнейший для любого музыканта – определяется, как способность определять и воспроизводить звуковысотные отношения в мелодии, аккордах, интервалах и т. д.;
Внутренний слух — способность к ясному мысленному представлению (например, по нотной записи или по памяти) отдельных звуков, мелодичных и гармоничных построений, целых музыкальных пьес; очень важен при обучении импровизации.
Гармонический слух — способность слышать гармонические созвучия — аккордовые сочетания звуков и их последовательности и воспроизводить их голосом в разложенном виде или на музыкальном инструменте. На практике это может выражаться, например, в подборе на слух аккомпанемента к мелодии, даже без знания нот или пении в многоголосном хоре.
Полифонический слух – способность слышать все голоса в многоголосном произведении.
Полиритмический слух – способность слышать ритмические фигуры звучащие разных размерах и способность воспроизводить эти ритмы.
Существует несколько основных способов развития слуха:
Сольфеджирование
Сольфеджирование предполагает пропевание интервалов, аккордов, гамм, ладов, мелодий. Такая практика закрепляет связь между слухом и написанной нотой, а также сольфеджирование формирует определенную слуховую систему.
Например, пропевая мажорную гамму, Вы усваиваете ее строй, звучание и постепенно оно становиться для Вас естественным и привычным и любое отклонение Вы будете воспринимать, как неудобство. Таким образом, с одной стороны Ваш слух развивается, с другой стороны пока Вы не освоите, что-либо другое оно будет недоступно для Вашего восприятия. Такая проблема может, например, возникнуть при прослушивании атональной музыки.
2. Музыкальный диктант
Процесс в чем-то противоположный сольфеджированию. Здесь Вы, опираясь на уже приобретенные знания, записываете на ноты сыгранную преподавателем мелодию. Для этого используется различные приемы (нахождение устойчивых ступеней тональности в мелодике, узнавание интервалов, определение кадансов и т.д.). Также музыкальный диктант способствует развитию музыкальной памяти.
3.Транскрибирование (от англ.transcribing переписывание) или съем – подбор по слуху или на инструменте и запись на ноты какого-либо произведения.
Это может быть как съем Вашего инструмента, так и других инструментов и даже написание целой партитуры. Существуют различные приемы используемые транскрайберами для ускорения процесса переноса звучащей музыки на бумагу (замедление записи, таблицы, анализ и др.).
4.Слуховой анализ – определение на слух интервалов, аккордов, последовательностей аккордов, ритмических фигур и т.д.
Также для развития слуха можно использовать различные специализированные программы (например, Ear Trainer).
Таким образом, критерием хорошего слуха является способность слышать и воспроизводить различные элементарные структурные элементы, способность записать нотами услышанную мелодию, умение предслышать определенное звучание, умение слышать музыку глазами и т.д.
]]>
4.Слуховой анализ – определение на слух интервалов, аккордов, последовательностей аккордов, ритмических фигур и т.д.
Также для развития слуха можно использовать различные специализированные программы (например, Ear Trainer).
Таким образом, критерием хорошего слуха является способность слышать и воспроизводить различные элементарные структурные элементы, способность записать нотами услышанную мелодию, умение предслышать определенное звучание, умение слышать музыку глазами и т.д.