Как известно у любой мелодии можно выделить три базовых элемента, которые взаимодействуя между собой создают уникальное звучание, характерное для конкретной мелодии.
Эти три элемента: лад, ритм, синтаксис
Ритм важнейшая сторона мелодии, так как любая мелодия это развертывающейся во временном пространстве процесс, который не может существовать без ритмической организации — это одно из условий возникновения музыки, как искусства в отличие например от обычных шумов, которые также имеют временную природу, но не имеют ритмической организации.
Характерно, что например синтаксис и лад не могут существовать отдельно от мелодии. Только как абстрактные понятия.
Ритм же может быть отделен от мелодии и исполнен, например, на ударном инструменте.
Также важным свойством ритма является то, что он может воздействовать на физиологическом уровне.
Даже у не музыкальных людей звуки ударных могут вызвать определенные чувства и эмоции.
Таким образом можно сказать, что выразительность ритма элементарнее, чем музыкально-высотная.
Рассмотрим аспекты мелодии за которые отвечает ритм.
Это в первую очередь выразительные свойства мелодии. Такие как певучесть, танцевальность, резкость, расчлененность, моторность и т.д
Многие жанры музыки зависят от определённых ритмических фигур и паттернов.
Например, джаз не возможен без свинговой пульсации, а металл тяжело представить без синкопирования, пауз и галопа.
Выдвижение ритма на первый план в мелодике и аранжировке, которое характерно для большинства современной музыки легко объясняется тем, что такой подход позволяет воздействовать на большее количество слушателей.
В том время, как классическая музыка основанная на гармоничном взаимодействии всех элементов и сглаживании ритма является более сложно для восприятия.
Характерно, что при усложнении современной музыки не происходит отказа от ровной метрической основы. Все усложнения в этой области происходят в области размеров и игры с сильной долей. Например, такие группы как Dream Theater или Mars Volta используют приемы смены размера, пульсации и темпа, как базовый принцип композиции.
В академической же музыке привязанность к метроному является скорее оксюмороном.
Особое значение ритм приобретает как средство дифференциации тонов лада и создании ладового ощущения.
При движении крупными длительностями — лад воспринимается ясно и четко, а также легко отслеживается движение интервалов.
Именно поэтому в кантиленой мелодии каждый звук имеет значение, что требует тщательного отбора средств.
При ускорении ритмического движения интервальная линии воспринимается более смазано, а вместо соотношения ступеней внутри лада мы воспринимается в целом только ладовую окраску.
Здесь очень важно проследить и самостоятельно поэкспериментировать с воздействием ступеней лада в зависимости от их положения внутри метрической сетки.
Известно, что акцентирование второй ступени лада в качестве сильной создает более лирическое или современное звучание. Особенно если после нее не следует разрешение.
Таким образом, каждая ступень лада (а также хроматический пентахорд) имеют как минимум 2 позиции относительно метроритма.
Это положение на сильной доле такта и на слабой доле.
Так можно говорит об активной позиции ступени лада и пассивной.
И ритм здесь играет определяющую роль.
Рассмотрим 2 базовых принципа на которых основано восприятие ритма любой мелодии.
1.Более краткие длительности после долгих воспринимаются как оживление, активизация, возбуждение, нарастание напряжения.
Более долгие после коротких наоборот — сброс напряжения, расслабление.
При этом эффект усиливается если мы перескакиваем через кратность ритма.
Например переходим от половинных к 8 или 16 и наоборот. Иногда это может восприниматься даже как смена темпа.
2. Долгие звуки воспринимаются, как более тяжелое и имеющие больше смысловой нагрузки. Они ассоциируются с масштабностью.
(Например, тема Дарта Вейдера из Звездных Войн)
Короткие звуки ассоциируются с легкость, с полетом и создают эффект дробления, распыления. ( Полет Шмеля)
Переплетение этих 2х принципов является основой для ритмической организации мелодии.
Например подход к кульминации мелодии практически всегда связан с усилением движения за счет введения более мелких длительностей, сама же кульминационная нота не может быть равна по длительности 16 или 8 и чаще всего выделяется более весомой длительностью.
Таким образом, данные 2 принципа можно использовать в любом контексте для создания необходимых художественных образов.
Если нужно создать напряжение, то движемся от крупных к коротким и наоборот.
Весомые высказывания лучше писать половинными или четвертями.
Легкость и парение 16.
Расположив устойчивые ступени на сильных долях получаем уверенное твердое звучание.
Выбрав в качестве опоры не аккордовые звуки получаем более современное звучание.
Хроматические звуки активизируют дополнительное напряжение.
Лучшее упражнения для усвоения темы — взять заданную последовательность нот ( например С-F-E-D-A) и сосредоточится на работе с ритмом. Так Вас не будет отвлекать выбор нот от работы с ритмической стороной мелодии.
спасибо Денис!
научиться чувствовать и передать ритм –
ИМХО первый шажок от примата к сапиенсу.
Спасибо, полезная статья!
Спасибо, Денис, за труд и глубокое проникновение в тему
Спасибо Денис за уроки, и особенно за их полезность! Кстати к вопросу о ритме – не планируете ли вы выпустить урок о пульсации? Много раз слышал чтоб про неё говорили, но как то всё абстрактно. И вот интересно что такое пульсация на практике?
Хороший вопрос. Сделаю урок по пульсациям. Хотя в платных курсха это есть. И кстати про пульсации есть урок в бесплатном курсе groove master http://study-music.ru/groove-master
И сразу ещё вопрос – как самому овладеть этой пульсацией? Может посоветуете какие-либо упражнения, или что-нибудь ещё.