Один из самых важных вопросов, ответа на который нет в учебнике теории музыки касается функции и роли хроматических звуков в тональности.
- Сколько всего звуков в тональности?
- Как работают хроматические ступени?
- Чем отличаются повышенные ступени от пониженных?
- Какая иерархия у этих звуков относительно тоники?
Это наиболее важные вопросы, ответ на которые поможет музыканту легко и осознанно использовать хроматизмы в мелодии и гармонии, а также научиться на слух отличать повышенные ступени от пониженных.
Из этой статьи вы узнаете, как работает 17-нотная система ступеней тональности и как легко и быстро вычислять степень неуйстойчивости любой ступени, а также научитесь слышать разницу между повышенными и пониженными ступенями.
Для того, чтобы понять отличия между высокими и низкими ступенями внутри тональной системы обратимся к опыту двух выдающихся музыкантов Алексей Степановича Оголевца и Валерия Брайнин-Пассека.
Вот, что пишет Брайнин о комме в равномерной системе темперации:
Таким образом, равномерное деление коммы между 12 квинтами означает уничтожение… всех «черноклавишных комм». Эти коммы, которые … перестают существовать в качестве физических (здесь: акустических) объектов, остаются в подсознании как психические объекты. Воображаемая комма, находящаяся между cis и des «расталкивает» эти два тона, отталкивает их друг от друга, в связи с чем мы и воспринимаем cis как восходящее тяготение к d, а des как нисходящее тяготение к c
По этой причине под словом «комма» можно понимать всякий интервал, не существующий в качестве физического объекта, но зато в качестве психического объекта отталкивающий два нестабильных тона друг от друга и вызывающий их тяготения к стабильным тонам
Оголовец в книге Основы гармонического языка пишет:
Ясно, что 12-ступенная темперация является тем частным случаем темперации, при котором комма равна нулю, но в принципе эта комма существует.
Здесь лишь реально “исчезает” тот интервал, в котором конденсируется потенциальная энергия музыкального движения (= отталкивания), т. е. комма, но она принципиально остается.
Только верное представление о существовании коммы остается основой музыкальной логики.
Нельзя игнорировать факта ее существования, хотя бы в виде тех правил голосоведения, на которые ее существование оказало решающее влияние (ходы из альтерированных звуков).
То есть, основаная идея у обоих авторов состоит в том, что несмотря на исчезновение коммы в идеальном темперированном строе, она сохраняется как элемент гармонического и мелодического языка в виде психологического понятия, которое тем не менее легко может наблюдать любой музыкант с развитым музыкальным слухом.
И именно теперь мы можем перейти к рассмотрению того, как работает система 17 нотной современной тональности.
И здесь вы сразу можете начать сопротивляться непривычному подходу, так как для многих понятие тональности равно понятию лада, но как я уже говорил в отдельном уроке это далеко не одно.
Итак, что это за 17 нот и откуда они появляются.
Если рассматривать мажорный лад, как основу тональной системы, то мы можем сказать, что у нас есть 7 базовых звуков и есть хроматические звуки, но если использовать классическую систему записи гамму, то мы не найдем в ней 17 звуков.
Проблема здесь состоит в том, что иерархия звуков относительно тоники выстраивается по тому же принципу, по которому мы получаем звуки для нашей темперированной системы, а именно по ряду квинт. А в курсе теории музыки хроматика записывается исходя из правил отклонений в тональности ближайшего родства.
Я уже показывал как эта система отлично работает для базовых ступеней лада. Чем дальше тон в квинтовом ряду от тоники, тем он неустойчивее. Например, нота B находится на расстоянии CGDAEB – 5 шагов от тоники, а ноты Bb на расстонии двух шагов в лево BbFC. Таким образом получается, что 7b ступень менее неустойчива чем 7 и это легко услышать даже в самом простом примере.
Данная система, несмотря на всю ее простоту и то, что она, по сути, представляет собой квинтовый круг, является максимально самодостаточной для определения функции любой диатонической и что для нас важно хроматической ступени лада.
И здесь начинается самое интересное. Вы можете заметить, что одни и те же звуки удалены на разное расстояние от тоники, например Db ближе, чем C# что означает, что C# более неустойчива, чем Db – хотя это итак известно большинству музыкантов и подтверждается, например, популярностью аккорда второй низкой ступени и практически нулевыми примерами использования мажора или минора на повышенной первой ступени, думаю для многих это будет важным открытием.
Итак, для понимания того, как работают 17 нотная система тональности вам нужно помнить одну простую истину. В базовом виде, повышение ступени направляет ее вверх, а понижение вниз – так проявляется психологическая комма, которая заставляют нас слышать звук, как имеющий направление движения. Физическую же причину этого я описал в предыдущих уроках.
Итак теперь давайте сравним разницу в звучании повышенных и пониженных ступеней для одного и того же звука. Естественно не забудьте проделать этот опыт для всех ступеней и в разных тональностях.
Ниже вы видите схему нот расположенных по квинтам от ноты C
Справа диезы или высокие ноты
Слева бемоли или низкие
В тональность входят 17 нот, до появления тяготения в хроматические ступени:
Чтобы начать работать со ступенями тональности используйте эту схему как шпаргалку. Чем дальше ступень тем сильнее ее тяготение. Диезы идут вверх, бемоли идут вниз.
Например, Bb – первая альтерированная ступень для до мажорного лада в тональности C. Поскольку у нее достаточно слабое тяготение, то можно повести ее либо вниз в ноту ля, либо в тонику, так как расстояние до тоники целый тон. Например, C# – ступень с сильным тяготением вверх – мы можем повести её фактически только в ноту Ре, вторую ступень. Или Db низкая II- можем повести только в первую ступень, так как у нее сильное тяготение и она направлена вниз. Но в C миноре это будет первая альтернационная ступень, значит можно повести её и вниз и, например, в Eb. Подробности с примерами смотрите в видео:
0 комментарий (-ев) к статье "Сколько нот в тональности?"