5. Динамика бас- гитары
Инструменты басового диапазона редко обладают достаточно большим динамическим диапазоном и бас-гитара не исключение.
Это одна из причин по которой бас-гитара является постоянным участником ритм-секции.
Это также позволяет ей максимально эффективно сочетаться с ударной установкой.
В целом, разница между пианиссимо и фортиссимо у бас-гитары минимальна. Изменение динамики практически не влияет на тембр, хотя более тихая динамика может дать мягкий звук. Конечно у бас-гитары, как и у любого другого инструмента, который является не акустическим есть возможность просто добавить или убавить громкость на усилителе. Но это не очень музыкально, как вы понимаете, и не подходит для большинства аранжировок.
Для тихих и деликатных секций аранжировок лучше использовать прием полного отключения баса. Поскольку бас-гитара всегда очень плотно заполняет микс, то ее отключение сразу же создает необходимое разнообразие фактуры, она становится облегченной и воспринимается, как более тихая. Если же по какой-либо причине бас не может быть выключен из аранжировки, то уместно использовать его верхний диапазон, например для игры в интервал с гитарой, как это любят делать RHCP ( Достаточно послушать такие песни как Otherside или By the way, чтобы понять о чем идет речь).
6. Бас без ударных и наоборот
Как уже было сказано выше, бас-гитара это коллективный инструмент, который идеально сочетается с ударной установкой. Поэтому бас-гитара без поддержки ударных может звучать довольно странно.
Если есть необходимость в написании такой партии для вашей аранжировки, то убедитесь в том, что бас играет крупные длительности или мелодические линии. Такие партии звучат более органично без сопровождения ритм секции. Игра же грува на басу без сопровождения практически всегда будет звучать пусто.
В целом, для большинства слушателей звучание баса без сопровождения создает ощущение недосказанности, пустоты и ритмической размазанности.
В обратном случае звучание также достаточно пустое. Ударные без баса звучат недостаточно цельно и также требуют заполнения нижнего диапазона. Ударная партия без басовой линии способна создать эффект нагнетания и динамического роста, особенно если бас вступает в правильное время, то уровень динамики резко возрастает. Это один из популярных приемов в аранжировке. Солист и ударные отдельно, а затем включение баса и прочих инструментов. Такой подход создает разные уровни фактуры и обеспечивает разнообразие инструментовки.
7. Учитывайте специфику игры на басу
Существует 2 типа грувов – это так называемые Playing time и playing hits.
что это такое?
Первый вариант ( time) это поддержание грува не зависимо от того, что происходит в главной линии ( вокал или инструмент). То есть бас и гитара играют фигуры, которые типичны для выбранного стиля и не особо обращают внимание на то, что делают солисты. Для нотации такой аранжировки обычно пишут гармонии и стиль игры.
Второй вариант (hit) – это подчеркивание важных моментов в линии солиста. Например, синкопы, тутти или просто игра конкретного риффа – допустим для перехода между частями.
Если вы программируете бас самостоятельно, то проблем нет и вы сможете учесть момент состыковки time и hits. Однако живые музыканты очень часто пренебрегают моментами тутти, если они не сходятся с общим грувом. Поэтому, лучшим вариантом будет в партитуре указывать общую схему грува, который сопоставим с моментами hits. Для того, чтобы участники ритм-секции не увлекались импровизацией
8. Изучайте партитуры и школы игры на басу
Вам не обязательно уметь играть на басу для того, чтобы писать правильные и качественные партии.
Лучшим способом понять инструмент будет изучение его в контексте. Изучение партитур – это лучший способ научиться использовать проверенные временем приемы, а школы игры дадут более глубокое понимание специфики инструмента и позволят создать свой уникальный подход к аранжировке этого важного инструмента ритм-секции.
Отличная серия, Денис! В “Магии Аранжировки” ты подробно эту тему раскрывал.
Денис,подскажите,пожалуйста,какие на Ваш взгляд школы игры на басу лучше изучать.Спасибо
Зависит от того что Вы играете. John Patitucci я думаю для любого басиста будет полезно