• Корзина пуста.

Советы по аранжировке баса (часть 2)

5. Динамика бас- гитары

Инструменты басового диапазона редко обладают достаточно большим динамическим диапазоном и бас-гитара не исключение.

Это одна из причин по которой бас-гитара является постоянным участником ритм-секции.

Это также позволяет ей максимально эффективно сочетаться с ударной установкой.

В целом, разница между пианиссимо и фортиссимо у бас-гитары минимальна. Изменение динамики практически не влияет на тембр, хотя более тихая динамика может дать мягкий звук. Конечно у бас-гитары, как и у любого другого инструмента, который является не акустическим есть возможность просто добавить или убавить громкость на усилителе. Но это не очень  музыкально, как вы понимаете, и не подходит для большинства аранжировок.

Для тихих и деликатных секций аранжировок лучше использовать прием полного отключения баса. Поскольку бас-гитара всегда очень плотно заполняет микс, то ее отключение сразу же создает необходимое разнообразие фактуры, она становится облегченной и воспринимается, как более тихая. Если же по какой-либо причине бас не может быть выключен из аранжировки, то уместно использовать его верхний диапазон, например для игры в интервал с гитарой, как это любят делать RHCP ( Достаточно послушать такие песни как Otherside или By the way, чтобы понять о чем идет речь).

6. Бас без ударных и наоборот

Как уже было сказано выше, бас-гитара это коллективный инструмент, который идеально сочетается с ударной установкой. Поэтому бас-гитара без поддержки ударных может звучать довольно странно.
Если есть необходимость в написании такой партии для вашей аранжировки, то убедитесь в том, что бас играет крупные длительности или мелодические линии. Такие партии звучат более органично без сопровождения ритм секции. Игра же грува на басу без сопровождения практически всегда будет звучать пусто.
В целом, для большинства слушателей звучание баса без сопровождения создает ощущение недосказанности, пустоты и ритмической размазанности.

В обратном случае звучание также достаточно пустое. Ударные без баса звучат недостаточно цельно и также требуют заполнения нижнего диапазона. Ударная партия без басовой линии способна создать эффект нагнетания и динамического роста, особенно если бас вступает в правильное время, то уровень динамики резко возрастает. Это один из популярных приемов в аранжировке. Солист и ударные отдельно, а затем включение баса и прочих инструментов. Такой подход создает разные уровни фактуры и обеспечивает разнообразие инструментовки.

7. Учитывайте специфику игры на басу

Существует 2 типа грувов  – это так называемые  Playing time и playing hits.

что это такое?

Первый вариант ( time) это поддержание грува не зависимо от того, что происходит в главной линии ( вокал или инструмент). То есть бас и гитара играют фигуры, которые типичны для выбранного стиля и не особо обращают внимание на то, что делают солисты. Для нотации такой аранжировки обычно пишут гармонии и стиль игры.

Второй вариант (hit) – это подчеркивание важных моментов в линии солиста. Например, синкопы, тутти или просто игра конкретного риффа – допустим для перехода между частями.

Если вы программируете бас самостоятельно, то проблем нет и  вы сможете учесть момент состыковки time и hits. Однако живые музыканты очень часто пренебрегают моментами тутти, если они не сходятся с общим грувом. Поэтому, лучшим вариантом будет в партитуре указывать общую схему грува, который сопоставим с моментами hits. Для того, чтобы участники ритм-секции не увлекались импровизацией

8. Изучайте партитуры и школы игры на басу

Вам не обязательно уметь играть на басу для того, чтобы писать правильные и качественные партии.

Лучшим способом понять инструмент будет изучение его в  контексте. Изучение партитур – это лучший способ научиться использовать проверенные временем приемы, а школы игры дадут более глубокое понимание специфики инструмента и позволят создать свой уникальный подход к аранжировке этого важного инструмента ритм-секции.

17.03.2020

3 комментарий (-ев) к статье "Советы по аранжировке баса (часть 2)"

  1. Отличная серия, Денис! В “Магии Аранжировки” ты подробно эту тему раскрывал.

  2. Денис,подскажите,пожалуйста,какие на Ваш взгляд школы игры на басу лучше изучать.Спасибо

Добавить комментарий для Михаил Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Hide picture