В прошлой статье мы говорили об одной из распространенных проблем автора песен — у вас есть идея, не знаете как ее развить.
В этой ситуации у Вас может быть 2 варианта решения проблемы.
- Либо вы сочиняете новую мелодию к той идее которая у вас есть
- Либо пишите песню на основе одной идеи
Первый вариант мы рассмотрели в прошлой статье. Он требует от вас умения сохранять баланс и создавать пару напряженение-расслабление между частями формы.
Второй вариант подразумевает умение использовать приемы варьирования и умение смотреть на песню с необычной точки зрения.
В этой ситуации вам нужно использовать одну идею для создания как единства, так и контраста (диалектический материализм прям получается:)
Итак, какие идеи можно использовать для варьирования.
Поскольку у вас уже есть какой-либо материал в виде мелодии или гармонии, то возьмите его за отправную точку.
*Попробуйте поменять аккорды в прогрессии местами
*Используйте мотив мелодии для создания новой или поменяйте местами фразы
*Возможно вы захотите использовать модулирование или смену лада
*Используйте остинатный ритм — это тоже может работать достаточно хорошо
* Можно сохранить рифф, но изменить мелодию
* Измените движение гармонии, сохранив основу риффа
Главное здесь сохранить часть первоначальной идеи добавив к ней какой-либо новый элемент.
Так например, в песнях написанных на заданный рифф может добавлять 1-2 аккорда перед его повторением.
Послушайте песню Seven Nation Army.
Это как раз пример такого подхода.
По сути, песня построена на одном риффе. А для разграничения частей добавляется парочка аккордов — своеобразная передышка перед повторением риффа.
Хорошая идея то написать песню вообще на основе одной идеи.
Здесь Вы можете использовать инструментовку, как средство для развития формы.
Например, вначале мелодия поется под гитару, затем вступает фортепиано, далее ритм-секция и т.д
Конечно такие песни не часто встречают, но это не значит, что они плохи:)
Наоборот, написание такой песни требует особого подхода и внимания к мелочам.
В целом метод варьирования достаточно интересен и может помочь Вам в развитии музыкальных идей.
И хотя автору песен нет необходимости глубоко изучать композицию, все же лучше уделить время изучению базовым методам работы над мелодией.
Таким как работа с мотивами ( типа вычленение, расширение, сужение и т.д)
Это позволит вам более осознано выстраивать форму ваших песен, а также доводить музыкальные идеи до логического конца.
Итак, подведем небольшой итог.
Если вы начали писать песню и «забуксовали», то используйте 2 варианта:
1) Сочините новый материал и используя обозначенные ранее приемы склейте его с уже имеющимся. Следите за балансом контрастности и повторов
2) Используйте полученную идею как основу для вариации и создайте новую часть
3) Обязательно заканчивайте работу над песней, хотя бы в черновом виде. Эта полезная привычка даже без использования технических хитростей позволит вам быстрее завершать песни, а не хранить гору эскизов.
Надеюсь эти идею вдохновят вас и вы вспомните о них в следующий раз когда будете сочинять песню.
0 комментарий (-ев) к статье "Сочинение песен. Использование варьирования"