Терция (переводится как третья) – интервал равный 3 ступеням и имеющий две разновидности малую и большую, поэтому терции являются несовершенными консонансами.
Малая терция (м3) равна расстоянию в три полутона или 1, 5 тона. В нотной записи звуки терции всегда находятся на равнозначных позициях нотного стана. То есть если основание записано на линейке, то вершина будет также на линейке, если основание между линеек, то и вершина между линеек:
Другое название для малой терции – минорная терция, так как она является основой и отличительной чертой минорного трезвучия. Малая терция звучит грустно, печально. Мелодически терции рассматриваются, как переходные интервалы между поступенным движением и скачками.
Минорная терция является естественным интервалом, так как легко получается из натурального звукоряда, где она образуется между 5 и 6 обертонами.
В тональной музыке мы можем построить минорные терции на 1, 4, 5 ступенях натурального минора:
Если хотите вспомнить, как звучит малая терция то напевайте мелодию Маленькой елочке холодной зимой или Подмосковные вечера.
Мажорная или большая терция (б3) на полутон шире малой, так для того, чтобы получить большую терцию из предыдущих малых нам нужно повысить на полтона верхний звук или понизить нижний. Большая терция строится на 1, 4,5 ступенях мажорного лада и является основой мажорного и увеличенного трезвучия.
Большая терция звучит радостно, светло, как в гармонии, так и в мелодии.
Как известно, из строения обертонового ряда большая терция это первый несовершенный консонанс, который появляется в цепочке обертонов. Что частично объясняет укрепление мажорного лада, как главного в классической музыке.
Прочие виды терций
Терция, как и другие интервалы может быть увеличена и уменьшена. Увеличена равна 2,5 тонам, уменьшенная 1 тону. В чистом мажоре или миноре эти интервалы построить нельзя. Они возникают в результате альтераций лада или аккорда. Например, в септаккорде с повышенной квинтой получаем ув3, а в септаккорде с пониженной ум3:
0 комментарий (-ев) к статье "Терция"