Один из важных и сложных навыков, который необходим современному музыканту это умение быстро и четко определять аккорды на слух. Этот навык полезен не только для тех, кто аккомпанирует голосу на гитаре или фортепиано, но и композитору, который хочет быстро записывать музыку звучащую у него в голове, аранжировщику, автору песен, импровизатору.
Полноценное восприятие музыки, с позиции профессионала, также невозможно без понимания, того из каких гармонических ячеек состоит композиция.
Несмотря на это данный навык достаточно плохо развит у многих музыкантов, а любители чаще всего совсем не представляют, как заниматься развитием гармонического слуха.
В этой статье мы обсудим с вами практические приемы работы, которые позволят в короткие сроки научиться слышать аккорды.
В первую очередь нужно определить 2 области, в которых работает гармонический слух.
- Это теоретически-школьная или точная
В данном случае вы должны научится определять на слух не просто тип аккорда (мажор, минор и т.д), но и его обращение и звуковой состав. Например, училищах и консерваториях для проверки слуха пишут 4х голосные диктанты, то есть преподаватель на фортепиано играет мелодию гармонизованную аккордами в хоральной фактуре и все 4 голоса нужно записать нотами.
Объективно в современной музыке данный навык используется редко и кроме того, развивается он очень сложно. По сути, не имеет большого значения, как расположен аккорд, так как в современной музыке обращения используются редко, а транскрипция музыки (точная запись того, что звучит на записи) это более сложный и комплексный навык, о котором я писал в отдельной статье.
2. Фонизм аккорда
Здесь задача состоит в том, чтобы научиться определять на слух только вид аккорда. Например, септаккорд, нонаккорд и т.д. Количество голосов или обращения здесь значения не имеют, так как мажорный аккорд в любом расположении и с любым количество голосов звучит, как мажорный.
Конечно есть аккорды, обращения которых звучат, как новые аккорды, что может вносить определенную путаницу, однако на первом этапе этими тонкостям можно пренебречь.
Итак, для вас важно сосредоточиться на втором пункте. С чего начать?
Здесь есть несколько схем:
- Интервал + интервал
Освоенный на предыдущем этапе занятий навык по определению интервалов на слух, можно с успехом использовать при развитии гармонического слуха. Здесь вам нужно научиться расслаивать аккорд на составляющие его интервалы, например, большая терция + малая терция. Услышав большую терцию в составе аккорда, в качестве основной, вы запомните звучание мажорного трезвучия. Малая терция даст вам ощущение минорного трезвучия. Тритон в составе трезвучия поможет запомнить уменьшенное.
Этот подход очень хорошо использовать на начальном этапе развития гармонического слуха.
2. От мелодии к гармонии
Используя этот метод, вы запоминаете звучание мелодической интонации, из которой состоит аккорд. Например, доминантсептаккорд в виде арпеджио звучит в песне Степь да степь кругом.
Минорное трезвучие — Подмосковные вечера:
Этот метод лучше использовать только в самом начале вашей практики, так как он, по сути, не способствует развитию гармонического слуха, а является своеобразным мостиком для перехода от ладового, мелодического слуха к гармоническому.
3. Фонизм аккордов
Фонизмом называется окраска (или характер) звучания аккорда самого по себе, независимо от его тонально-функционального значения.
Сложный в описании, но очень простой в освоении подход. Запоминание характерного звучания трезвучий.
В отличие от абстрактных мелодических движений или ритма, аккорды всегда звучат одинаково. Вы можете использовать известные песни или инструментальные произведения в качестве якоря.
Например, вспомните начало Show Must Go On и вы никогда не спутаете звучание минорного трезвучия с другими аккордами.
Или послушайте начало песни группы Сплин — Романс и вы запомните звучание уменьшенного септаккорда.
После, вы можете формировать свои уникальные ассоциации для аккордов. Самое главное здесь помнить, что уровень освоения элементов определяется скоростью их определения, которая у профессионалов достигает 0,3-0,5 секунды.
То есть, как только аккорд прозвучал, вы уже знаете его название. Если вы думаете, сравниваете или сомневаетесь, значит навык развит не до конца.
Фонизм созвучия формируют:
а) Расположение аккорда (влияет скорее на восприятие аккорда, как объемного или тесного, плотного или разряженного)
б) Количество звуков (трезвучия, трехзвучия, септаккорды и т.д)
в) Свойства консонирования/диссонирования (сколько в аккорде консонансов или диссонансов, какой тип интервалов преобладает)
Определение аккордов по их фонизму один из лучших и фундаментальных методов определения гармонии, который нужно использовать уже с первых дней практики по развитию слуха. Интересно, что заниматься развитие фонического восприятия аккордов можно даже не зная, как называются такие аккорды.
Одно из упражнений на восприятие фонизма аккордов может быть следующим:
Прослушайте последовательность аккордов (на первом этапе лучше сыгранную на 1 инструменте)
Ответьте на вопрос: Сколько разных аккордов в прослушанном фрагменте?
По сути, все, что вам нужно это запомнить определенные звуковые пятна и узнать их при повторном звучании.
В следующей статье поговорим о том, как использовать фонизм для запоминания звучания интервалов.
Все офигенно, но КАК научиться слышать обращения мажорного трезвучия гаомоничнсеи??? Оно хоть от третьей, хоть от пятой ступени звучит просто как мажор!!! Даже если слышу, что есть карта, то КАК понять первый это или второй интервал по счету, т.е. первое или второе обращение??? Ващенипонимаю))))))
Акцент в 6 – вверху, а в 46 – в середине