Блюзовый лад

Блюзовый лад

Уникальное явление ладовой системы современной музыки, которое повлияло на развитие таких жанров, как джаз, рок, фанк, метал и конечно же современная поп музыка. Именно так можно описать блюзовый лад.

О нем можно говорить много и рассматривать с разных сторон. Американские музыковеды посвящают диссертации исследованию феномена блюзового лада и структуры блюзовой мелодики. Мы же в этой статье попробуем провести ликбез и рассмотреть тот минимум, который нужно знать современному музыканту для понимания структуру блюзового лада.

Итак, поехали!

Что такое блюзовый лад и какие в нем ноты/ступени?

Первая проблема с которой сталкивается музыкант это само строение блюзового лада. И проблема состоит в том, что нет какого то одного блюзового лада, а есть различные варианты блюзовых ладов, которые имеют один общий корень/принцип, который является фундаментальным.

Это принцип блюзовых ступеней или блюзовых нот.

Давайте попробуем разобраться с тем, что такое blue notes, как их называют в Америке.

Как известно блюз это музыка, которая возникла в Америке на основе традиций африканской музыки. В Африканской музыке, как и в музыке большинства народов не было никакого понятия о темперации, соответственно их слух по умолчанию был настроен на восприятие более мелкого деления целого тона (не на полтона, а на ¼, 1/3 и тд).

Можно предположить, что понижение ступеней в африканском звукоряде было своеобразным способом получения более печальных мелодий.

Попав в музыкальную культуру с темперированным строем африканцы начали накладывать свои грустные мелодии на темперированную гармонию. Соответственно, так как они не знали, что в мажорном трезвучии терция большая, а квинта чистая, то по привычке продолжали петь их пониженно на ¼ тона.

Слух же европейского человека услышал в этом наложение пониженных ступеней, на мажорную гармонию. И так как в нотной записи ¼ тонов нет, то записывать ступени в блюзе стали на полтона ниже, тем более инструментов для исполнения четвертьтонов не было, а самый просто способ получить блюзовое звучание на фортепиано это сыграть 3b ступень, на мажорное трезвучие.

Так и появилось понятие блюзовых тонов.

Если проанализировать мажорную гамму, которая очевидно была навязана африканцам, как стандарт, то легко заметить, что понижать в ней можно 2, 3, 5, 6, 7 ступени.

Но здесь нужно вспомнить, что в африканской культуре мажорной гаммы нет и африканцы по привычке продолжали мыслить пентатоникой, которая является основной музыки практически всех культур.

Теперь идем дальшеJ

Наложение концепции пентатоники и блюзовых ступеней на кальку мажорного лада дает нам следующую схему:


Пентатоника в самом популярном виде

Пример фразы из соло Joe Farrell в чистой пентатонике (Db/Bbm)


Мажорная гамма

Наложение пентатоники на мажорную гамму с понижением на 1/4 тона 3, 5 и 7 ступеней:

Похожая концепцию излагается здесь Oliver, Paul. «That Certain Feeling: Blues and Jazz… in 1890?» p.13, Popular Music, Vol. 10, No. 1, The 1890s. (Jan., 1991), pp. 11-19. Cites Rudi Blesh

Получили блюзовую гептатонику – своеобразный прообраз блюзового лада.

Так как африканская душа очевидно стремилась сохранить пентатоническое звучание в таком гибриде африканской и европеской гаммы, то было проделано следующее – расстояние в увеличенную секунду между 5b и 6 было ликвидировано путем отсечения 6 ступени, как нарушающей пентатоническое звучание, а вместо нее была добавлена натуральная 5 ступень, вторая ступень так же была пропущена для приведения пентатоники к первичному виду.

В итоге появилась блюзовая гексатоника или как ее неверно называют блюзовая пентатоника. Пониженные ступени сделали просто бемольными:

Это один из самых популярных вариантов блюзовой гаммы, который будет звучать по блюзовому только при использовании ¼ понижения 3, 5 и иногда 7 ступени. Именно такой эффект создают микробенды на гитаре и духовых инструментах и его имитируют пианисты с помощью форшлагов.

Дальнеший процесс развития блюзового лада шел по пути внедрения блюзовых ступеней и ходов в привычные для белого человека лады.

Основой этого стало полутоновое разрешение блюзовых нот и понижение все тех же 3,5,7 ступеней.

Как мы видим блюзовая гекстоника имеет минорное наклонение. Но гармония блюза при этом мажорна, наложение блюзового лада на блюз гармонию создает своеобразный полимодальный эффект.

Для более мажорного звучания используется разрешение 3b в 3, а иногда и 7b в 7. Так получается 9 нотный блюзовый лад:

Если привести этот лад к пентатоническому виду, то получим такую структуру:

Такой лад условно можно назвать мажорной блюзовой пентатоникой.

Таким образом, мы видим, что есть 2 вида блюзовой гекстатоники, а также несколько видов 7,8,9 ступенных ладов.

Главная особенность формирования блюзового лада основана на его фрагментированности, то есть лад возникает, не как цельная 6, 7, 8, 9, 10 нотная структура, а как набор секвенцированных ячеек:

То есть, простые 3-4 нотные попевки, будучи секвенцированными дают структуры вплоть до 11 нот. Пример скоростного пассажа из песни 6: 00 Dream Theater. Здесь использованы 2 хроматические ячейки в блюзовой пентатоник

Особняком стоит минорный лад, так как он не типичен для блюза, то его использование более характерно в рок музыке. По сути, структура ячеек не меняется, за исключением 3 ступени, которая остается в одном виде, остальные ходы вполне типичны для минора. Получаем такой 9 нотный лад:

Пример лика из Whole lotta love Led Zeppeling с использованием дорийского с блюзовыми нотами:

Завершающий лик в это соло использует уже мажорный лад в качестве основы с характерным заострением интонации 3b — 3.

Еще один пример фразы в блюзовой октатонике 1 3b 3 4 5b 5 6# 7 — SRV Lenny:

Еще один пример хроматизации блюзового лада Blues Etude Оскара Питерсона:

Исходя из вышесказанного легко сделать следующие выводы:

  1. Основа блюза это блюзовые ступени, которые можно внедрять в любые лады, превращая их в блюзовые (как вам идея создать фригийский блюзовый?)
  2. Для блюза, в целом, важен не набор нот внутри лада, так как структура лада может варьироваться, а архитипичные интонации, которые в виде ячеек могут образовывать в некоторых случаях и полную хроматику
  3. Неполное понижение ступеней очень важно для создания блюзового звучания
  4. Не существует одного блюзового лада
  5. Для блюза важно наложение на мажорную гармонию, если же гармония минорная, то имитируются мажорное звучание, за счет мажорно субдоминанты и септаккорда на 6 ступени (F7 в ля минор и ход F9 – E9)

Добавить комментарий