Тональность: что это?

Есть несколько уровней понимания феномена тональности, каждый из которых изучается на определенном этапе развития музыканта, предполагая наличие у него освоения предыдущей базы. В музыкальном образовании мы можем выделить 4 уровня и только соотнесение каждого с этим уровнем позволит избежать путаницы и ненужных дебатов и споров. Все эти уровни логически обусловлены развитием музыканта и встречаются в

продолжить чтение
Техника Outside в импровизации

Техника Outside в импровизации

В самом простом смысле можно сказать, что существует всего два способа выбрать ноты для импровизации. Первый это играть Inside, то есть внутри тональности, которая соответствует аккорду или использовать звуки лада, который соответствует аккорду. Второй играть Outside, то есть вне лада, вне аккорда. Однако такое простое деление не отображает, то как технически реализуется эта техника в

продолжить чтение

Еще раз о груве

В этой статье я хотел бы поделиться некоторыми важными идеями и мыслями о таком явлении, как грув, в современной музыки. Самое понятие грува, как известно, стало рассматриваться теоретической музыкальной наукой относительно недавно и преимущественно в англоязычном музыковедении. Исследований на русском языке на данный момент нет, поэтому в статье я буду использовать опыт западных исследователей и

продолжить чтение
Что такое музыкальный талант?

Что такое музыкальный талант?

Музыкальный талант – дар природы определяющий успех в деятельности музыканта или высокоразвитые музыкальные способности приобретаемые многолетним методичным трудом? Тема музыкального таланта невероятна популярна в среде людей далеких от профессионального обучения музыки. Не имея опыта обучения музыке и не понимая основ музыкального искусства, люди полагают, что создание музыки или импровизация это неконтролируемый, необучаемый процесс, который подвластен

продолжить чтение

Почему тональности звучат по разному

Наверняка вы слышали о том, что разные тональности создают разное настроение, что одни тональности звучат радостнее, другие мрачнее и тд Существуют ли действительно разница в звучании тональностей и если ответ да, то что она может дать музыканту для развития слуха и музыкального мышления? Я также как и многие музыканты с детства наслышан о том, что

продолжить чтение

Секста

Секста (переводится как шестая) — интервал в музыке, ступеневая величина которого равна шести ступеням, а тоновая величина варьируется в зависимости от вида интервала. Основными интервалами в мажоре и миноре являются большая (обозначается как Б6) и малая сексты (М6) или по другому они также называются мажорная или минорная. Думаю вы поняли, что если пойти на шесть

продолжить чтение

Квинта

Квинта (переводится, как пятая) — интервал равный 7 полутонам и 5 ступеням. Один из самых важных интервалов в музыке. В теории музыки интервал квинты (чистой квинты) рассматривается, как соотношение двух звуков вида 3:2 в чистом строе и близкое к нему соотношение в темперированном строе. Квинта имеет важнейшее значение в теории музыки, так как на основе

продолжить чтение
Кварта

Кварта

Чистая кварта (переводится как четвертая) — совершенный консонанс, образуется в натуральном звукоряде между 3 и 4 обертонами. Ступеневая величина кварты — 4 ступени. Количество полутонов 5 (2,5 тона). Чистую кварту можно построить на первой ступени мажора и минора. Соответственно в тональности C это будут ноты CF. Термин чистая обозначает, что данный интервал может быть получен

продолжить чтение
Терция

Терция

Терция (переводится как третья) — интервал равный 3 ступеням и имеющий две разновидности малую и большую, поэтому терции являются несовершенными консонансами. Малая терция (м3) равна расстоянию в три полутона или 1,5 тона. В нотной записи звуки терции всегда находятся на равнозначных позициях нотного стана. То есть если основание записано на линейке, то вершина будет также

продолжить чтение
Секунда интервал

Секунда интервал

Секунда (переводится как вторая) — второй по счету интервал, который делится на два вида малая и большая и является ярко выраженным диссонансом. Ступеневая величина секунды равна 1 шагу, тоновая величина соответственно равна полутон для малой секунды и целый тон для большой. Обозначается секунда как 2 (м2 или б2 соответственно) Малая секунда Минимальное расстояние между нотами

продолжить чтение
Прима (интервал)

Прима (интервал)

Интервал примы является самым простым для понимания. Это просто одна и та же нота. Таким образом, тоновая величина примы равна 0, а соотношение звуков равно 1:1. Естественно, что прима является совершенным консонансом. В гармонии примой также называют основной тон аккорда. Например, в аккорде C прима нота C. В аккорде Am прима нота A и т.д.

продолжить чтение

Энгармонизм

Энгармони́зм (от др.-греч.ἐν— «в» + ἁρμονία «гармония») — совпадение по высоте различных по написанию звуков, интервалов, аккордов, тональностей. Это в современной музыкальной системе, которое вызывает особые сложности в понимании у новичков. Кажется, что нет никакой логики в том, чтобы записывать одни и те же звуки по разному. Зачем все усложнять и писать одну и ту же ноту 3, а то и 4-мя разными способами?

продолжить чтение
Блюзовый лад

Блюзовый лад

Уникальное явление ладовой системы современной музыки, которое повлияло на развитие таких жанров, как джаз, рок, фанк, метал и конечно же современная поп музыка. Именно так можно описать блюзовый лад. О нем можно говорить много и рассматривать с разных сторон. Американские музыковеды посвящают диссертации исследованию феномена блюзового лада и структуры блюзовой мелодики. Мы же в этой

продолжить чтение
Лад в музыке

Лад в музыке

Понятие лада в современной музыке является одним из ключевых и, возможно, одним из самых запутанных, что связано с широтой использования самого термина лад. Уже с первых шагов освоения музыкальной теории музыканты используют термины: мажорный лад, минорный лад, позже к ним добавляются лады народной музыки, блюзовые и джазовые лады. И здесь возникает парадоксальная ситуация: любой музыкант

продолжить чтение

Сольфеджио

Привет! В этой статье я хотел бы поговорить о том, что такое сольфеджио с позиции обычной деятельности человека, что не является сольфеджио, для чего нужно сольфеджио и как им правильно заниматься. В первую очередь проведем демистификацию понятия. Название, как и многие музыкальные термины происходит из итальянского языка, в котором solfeggio буквально означает названия нот «соль»

продолжить чтение