• Корзина пуста.

3 вида модальной гармонии

3 вида модальной гармонии
Модальная гармония – понятие включающее широкий спектр явлений музыки разных эпох, которое является частью модального мышления в целом.
Слово модальность здесь идет от слова модус.
Модус — конкретный способ организации звуковой ткани, находящий выражение в определенной шкале звуков; модальность — общая характеристика состояния звуковысотной системы, выраженного средствами ладовой организации. (Гуляницкая)
Модальность же опирается на лад, как основную единицу мышления. То есть в качестве модуса используется конкретный набор звуков.
Организация звуков в любом модусе основана на особенностях работы нашего сознания.
Еще Древние греки обнаружили, что тетрахорд является лучшим способом организации звуков. Почему именно тетрахорд?
Как только в системе появляется более 4х звуков, наше сознание автоматически ищет еще одну опору среди набора звуков.
То есть 4 звука это предел, который наше сознание может воспринимать как ячейку лада.
В любой ладовой системе из 5 и более звуков всегда есть вторая опора. Сегодня мы называем её доминантой, в музыке эпохи средних веков она называлась реперкусса.
То есть система организации звуков внутри лада обусловлена психологическими факторами, необходимостью слуха-сознания найти опору.
Отсюда мы получаем первый уровень модальной иерархии. Финалис – неустой – реперкусса
Теперь нужно понять, как это работает с понятием гармония.
Под гармонией мы подразумеваем правила и законы сочетания 2х и более звуков, как по вертикали (интервалы и созвучия), так и по горизонтали (правила разрешения интервалов созвучий или законы их чередования). Значит для понимания модальной гармонии мы должны понимать, на основании каких принципов формируется вертикаль и горизонталь. Здесь есть радостная новость – в модальной гармонии горизонталь всегда формируется свободно-диффузным принципом соединения аккордов. Это значит, что нет строгих правил, какой аккорд должен следовать за каким. Но, очевидно, что мы не можем использовать те же варианты движения, что и в тональности или атональности. Итак, рассмотрим 3 главных вида модальной гармонии:


1) Полифония средних веков и эпохи возрождения


Это исторически первый тип модальной гармонии.
Принцип его достаточно прост: Несколько мелодий, движутся по диатоническим ладам, образуя созвучия, которые не имеют смысловой нагрузки, как единица музыкального языка.
То есть, важно движение каждого голоса и разрешение диссонансов в консонансы.
Так как мелодии писались в одном из 7 ладов (локрийский очень редко, но все же использовался), то получалась гармония с опорой на ладовое мышление. То есть, модальная гармония.
Сегодня это один из самых актуальных подходов в риффовой музыке.
Например, гитара играет рифф в конкретном ладу. Это фактически одна линия.
Вокал поет свою линию в ладу.
Бас играет свою партию
Могут быть партии других инструментов (например, саксофон, скрипка и т.д.)
Гармонии в классическом виде не существует.
В такой технике написано большое количество рок, джаз и EDM музыки


2) Модальная гармония на основе трезвучий


Второй тип гармонии, который мы можем встретить в музыке 15-17 веков и в рок/поп музыке.
Здесь используются трезвучия, построенные в рамках лада. Но принцип соединения трезвучий свободный, нефункциональный.
Основными вариантами соединения аккордов являются секундовый и терцевый, а не кварто-квинтовый как в классической гармонии.
Стандартные варианты движения, например в ионийском ладу:
С G F Em Bb (ладовая мутация) Am G C
Фригийский лад Em Dm F Am G Dm Em
В этой системе, аналогично первой мы очень легко можем перемещаться из одного лада в другой, создавая поток движения сквозь настроений и окраску разных ладов


3) Современная модальная гармония


Существует несколько видов современной модальной гармонии. Но большая часть из них использует принцип модальных аккордов.
То есть, для создания звучания лада используется один аккорд (например, лидийский, фригийский, дорийский)
Аккорды сменяют друг друга на основе принципа повторности и контраста, а также принципа роста или ослабления напряжения.
По звучанию лады располагаются от светлого до самого темного по схеме
Лид – ион – мик – дор –эол – фриг – локр
Двигаясь к ближайшему ладу, мы получаем слабое изменение фонизма. И наоборот, перейдя от лидийского сразу к локрийскому, мы получим максимальный рост напряжения.
Система соединения аккордов здесь также свободная и во многом зависит от мышления композитора.

29.06.2022

0 комментарий (-ев) к статье "3 вида модальной гармонии"

Оставить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован.

0
    0
    Корзина
    Ваша корзина пустаКаталог курсов
    Hide picture