Варьирование на тему в импровизации

Варьирование на тему в импровизации

В прошлой статье мы коснулись с вами темы варьирования и сегодня я хотел бы рассказать Вам о самом популярном способе вариаций: Вариации на тему.

Интересно, что данный способ импровизации является одним из самых старых в музыкальном искусстве и его можно встретить в музыке эпохи барокко и ранее.

Как мы уже знаем, использование вариаций обеспечивает вам бесконечные идеи и вдохновение для создания импровизаций в любом стиле. Вот лишь часть тех плюсов, которые вы получите освоив вариации в импровизации:

Сможете импровизировать на любую песню в любом стиле
Создавать собственные интерпретации мелодий
Улучшить ясность импровизационной мысли
Освоите подход, который применяют мастер импровизации

Если взять в качестве примера джазовые вариации, то важно отметить, что в эпоху зарождения джаза большинство импровизаций представляли собой слегка видоизмененные варианты главной темы приправленные пентатоническими ходами.

Например, послушайте варианты импровизации на известную тему
When the Saints Go Marching In
от Луи Армстронга

После того, как послушаете этот пример составьте список тех видоизменений, которые вам удалось заметить.
Это может быть отличным упражнением и схемой для импровизации ,как на эту тему так и на любую другую.

Дополните следующий список самостоятельно:

Ритмические вариации

  • Дробление — вместо четверти сыграйте 2 восьмые, вместо половинной 2 четверти и т.д.
  • Используйте более долгие длительности , чтобы дать пространство другим музыкантам
  • Синкопирование — смещайте все ноты влево или вправо относительно сильных долей (офбит)
  • Смещайте целые фразы — вы можете начать на долю, 2 или даже целый такт раньше
  • Растягивайте и сжимайте ритм
  • Работайте с темпом

Мелодические вариации

  • Добавляйте проходящие и вспомогательные тона
  • Меняйте высотность нот
  • Добавляйте заполнения в паузах
  • Убирайте ноты из мелодии

Синтаксические вариации

  • Сжимайте и расширяйте фразы
  • Используйте суммирование и дроблений
  • Используйте неделимую фразировку
  • Создайте фразировку внутри постоянного ритмического движения

Это лишь небольшая часть приемов, которые вы можете использовать

Также очень полезно выделить 2 вида варьирования и осваивать их по мере усложнения.

1. Легкое варьирование
2. Сложное варьирование

Ниже вы можете видеть оригинальный мотив и 2 вида варьирования.

ex1
В первом случаем мы видим:

а) ритмическое изменение — смещение на восьмую в право
б) мелодическое — добавление вспомогательно ноты

Во втором сложное варьирование:

а) смещение первой вариации на восьмую влево ( ритм)
б) добавление отрезка лада (g-a-b)
в) ритмическое заполнение триолью
г) изменение высоты верхней ноты ( с d на e)

При этом мотив остается достаточно узнаваемым, что является важным отличием варьирования и создание нового материала.

При обучении импровизации выделяют около 30 способов ритмического и около 20 способов мелодического развития музыкальных идей.
Как Вы понимаете, 50 рабочих способ это не просто много — это достаточно для практически бесконечного генерирования музыкальных идей.

В следующей статья я расскажу Вам о наиболее популярных способах варьирования.

»crosslinked«

Добавить комментарий