Вводные септаккорды – септаккорды, построенные от вводного тона, т.е. от VII ступени в мажоре или от VII повышенной в миноре. В современной музыке данный аккорд обозначается как dim7 или °
В миноре возможен только один вариант Вводного септаккорд – Уменьшенный в гармоническом миноре (Ум.VII7). Он имеет очень яркое, напряженное звучание. Это один из самых «страшных» аккордов.
(В натуральном миноре вводного септаккорда не существует. VII натуральная ступень не способна полноценно выполнять роль вводного тона, т.к. отстоит от I ступени на целый тон, а не на полутон. Септаккорд VII натуральной ступени в миноре звучит как Доминантсептаккорд параллельного мажора).
В мажоре возможны два варианта вводного септаккорда:
– в натуральном мажоре септаккорд получается Малый Уменьшенный (иначе называемый «Полууменьшенным» – обозначаем как m7b5). Это один из красочных, «нежно-страстных» аккордов.
– в гармоническом мажоре аккорд включает в себя VI пониженную ступень и получается Уменьшенным (dim7)— точно таким же, как и в одноименном гармоническом миноре (например, в одноименных До-мажоре – До миноре).
Аккорд состоит из всех неустойчивых ступеней тональности: VII , II , IV , VI . Благодаря наличию вводного тона (VII) в своем составе аккорд воспринимается прежде всего как доминантовый.
В то же время присутствие IV и VI ступеней придают ему субдоминантовую краску.
Структура Вводных септаккордов
Полууменьшенный септаккорд состоит из двух малых и одной большой терций.
– В основе септаккорда – уменьшенное трезвучие (dim), а крайние звуки образуют малую септиму.
– В составе полууменьшенного вводного септаккорда находится тритон (ум.5), образованный с участием вводного тона.
– Уменьшенный септаккорд состоит из трех малых терций.
– В основе септаккорда – уменьшенное трезвучие, а крайние звуки образуют уменьшенную септиму.
– В его составе находятся два «пересекающихся» тритона (ум.5).
Разрешение VII7
Разрешение Уменьшенного Вводного септаккорда согласуется с логикой разрешения тритонов. Обе уменьшенные квинты разрешаются, сужаясь, и переходят в две тонические терции. В результате Вводный септаккорд разрешается в тоническое трезвучие с удвоенным терцовым тоном.
Порядок разрешения ступеней получается следующий: VI → V , IV → III , II → III, VII → I .
(Благодаря Уменьшенному Вводному септаккорду легко выучить тему «тритоны в мажоре и в миноре натуральном и гармоническом»: две уменьшенные квинты, образующие Ум.VII7 и сочетающие ступени VII – IV и II – VI, и их обращения – две увеличенные кварты, состоящие из тех же ступеней. В миноре с VII повышенной ступенью, в мажоре с VI пониженной).
Определение тональностей, в которые может быть разрешен Ум.VII7
Любой Уменьшенный септаккорд в качестве Вводного может быть разрешен в две одноименные тональности (мажор и минор с общей I ступенью).
Тоника (I ступень тональности) всегда находится на малую секунду выше основного тона Вводного септаккорда. При разрешении Уменьшенного Вводного септаккорда в одноименные минор и мажор в тонических аккордах различаются только терцовые тоны (в миноре на полтона ниже, чем в мажоре)
Обращения VII7.
Как и любой другой септаккорд, VII7 имеет три обращения:
65 – квинтсекстаккорд
43 – терцквартаккорд
2 – секундаккорд
При разрешении в тонику как самого VII7, так и его обращений, во всех случаях сохраняется одинаковый порядок, описанный выше: VI → V , IV → III , II → III, VII → I .
В итоге аккорды разрешаются следующим образом (это относится и к Ум.VII7, и к ПУм.VII7):
– VII7 разрешается в тоническое трезвучие (I53) с удвоением терцового тона;
– VII65 разрешается в тонический секстаккорд (I6) с удвоением терцового тона;
– VII43 разрешается в тонический секстаккорд (I6) с октавным удвоением терцового тона;
– VII2 разрешается в тонический квартсекстаккорд (I64) с удвоением терцового тона;
Переход VII7 в V7
Для VII7 и его обращений возможно не только непосредственное разрешение в тонику, но и переход в более сильный по доминантовой функции аккорд – в Доминантсептаккорд (D7 или, что то же самое, V7). Это происходит при «частичном разрешении» аккорда: VI ступень переходит в V, остальные ступени остаются на местах:
Как видно из выше приведенного примера:
– VII7 переходитв V65 ,
– VII65 переходит в V43 ,
– VII43 переходит в V2 ,
– VII2 переходит в V7 .
В этих переходах обращений Вводного септаккорда в обращения Доминантсептаккорда существует закономерность, которая облегчает их запоминание. Эта закономерность выражается так называемым «правилом круга» или «правилом колеса»:
Энгармонизм Уменьшенного септаккорда
Так как крайние звуки Уменьшенного септаккорда образуют ум.7, то в обращениях аккорда появляется ув.2.
Как известно, ув.2 содержат в себе полтора тона, так же как и м.3. Эти два интервала энгармонически равны (т.е. записываются по-разному, а звучат одинаково: ув.2 ≈ м.3).
Из-за этого возникает уникальный эффект: обращения уменьшенного септаккорда звучат так же, как уменьшенный септаккорд. Или иначе сказать: обращения уменьшенного септаккорда энгармонически равны уменьшенному септаккорду.
На этом эффекте основаны приемы энгармонической модуляции: уменьшенный вводный септаккорд одной тональности приравнивается к вводному септаккорду другой тональности.
Любой Уменьшенный септаккорд при энгармонической замене можно разрешить в качестве Вводного в четыре разные тоники (эти тоники находятся на полтона выше каждого из четырех звуков уменьшенного аккорда). А учитывая варианты разрешений в одноименные мажоры / миноры, то — можно разрешить в восемь разных тональностей.
VII7 в составе V9.
Уменьшенный Вводный септаккорд входит в состав Доминантового нонаккорда (V9).
В джазовой гармонии любой уменьшенный септаккорд рассматривается как осколок альтерированного нонаккорда.
0 комментарий (-ев) к статье "Вводные септаккорды"