Характерные интервалы.
Предварительные понятия, о которых следует иметь представление, приступая к данной теме:
– разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые;
– интервалы: количество ступеней в интервалах; интервалы большие, малые, чистые; обращение интервалов; диссонансы и консонансы;
– тритоны;
– гармонический минор, гармонический мажор;
– энгармонизм.
Характерные интервалы образуются:
– образуются в гармоническом миноре из-за повышения VII+ ступени.
– образуются сочетанием «сердечных ступеней»
(сердце тоники – III, сердце субдоминанты – VI, сердце доминанты – VII)
VI | ум.7 | ||||
III | ум.4 | ||||
VII+ |
ум.4 обращается в ув.5 | VII+ III |
ум.7 обращается в ув.2 | VII+ VI |
При разрешении
VI → V
III – III
VII+ → I
Характерные интервалы гармонического мажора.
– образуются в гармоническом мажоре из-за понижения VI– ступени.
– образуются сочетанием «сердечных ступеней»
(сердце тоники – III, сердце субдоминанты – VI, сердце доминанты – VII)
VI– | ум.4 | ум.7 | |||
III | |||||
VII+ |
ум.4 обращается в ув.5 | III VI– |
ум.7 обращается в ув.2 | VII VI– |
При разрешении
VI– → V
III – III
VII → I
Давайте проследим, что происходит с интервалами в тональности из-за повышения и понижения этих ступеней.
Там, где в натуральном виде лада был большой интервал, там в гармоническом ладу получился малый. В этом наш слух не находит ничего необычного. Но там, где были интервалы малые или чистые, – там получились интервалы уменьшенные! А вот их наш слух воспринимает как нечто экстраординарное, «характерное».
Среди получившихся уменьшенных интервалов есть ум.5 между VII+ и IV ступенями. Ум.5 это тритон. Тритоны не относятся к характерным интервалам, так как они бывают и в натуральном ладу.
Среди уменьшенных интервалов так же, как и в миноре, исключаем тритон — ум.5. Он не относится к характерным интервалам.
Разрешение характерных интервалов.
Характерные интервалы имеют специфическое напряженное звучание. Иногда их относят к диссонансам, так как слух настоятельно требует их разрешения.
Однако напряженность их звучания имеет иную природу, чем, у акустических диссонансов — секунды или септимы. Секунда и септима всегда звучат резко. А эффект характерных интервалов чисто психологический, возможен только в контексте тональности.
По своей тоновой величине все характерные интервалы энгармонически равны консонансам. Поэтому взятые изолированно, без контекста он не прозвучат как «характерные»
Именно контекст заставляет слух чувствовать искаженность звукоряда и напряженное тяготение полутоновых связей между устойчивыми и неустойчивыми ступенями. Не случайно начиная с XV-XVI века уменьшенные и увеличенные интервалы использовались композиторами и в мелодиях, и в гармониях для выражения томления, страсти, страдания, муки, и прочих состояний сильного напряжения.
Разрешаются характерные интервалы согласно тяготениям неустойчивых ступеней в устойчивые:
Есть общая закономерность: уменьшенные интервалы при разрешении «сжимаются», увеличенные – «расширяются».
Как правильно записать характерные интервалы согласно школьным правилам:
- Напишите ключевые знаки заданной тональности.
- Напишите себе шпаргалку из трех ступеней: VII, III, VI. Поставьте при нотах ключевые знаки.
- В миноре повысьте VII ступень; в мажоре понизьте VI ступень. С помеченной ступенью образуются два интервала.
- Выпишите первый характерный интервал – ум.4. Разрешите его в устойчивые ступени.
- Сделайте обращение первого интервала – получится ув.5. Разрешите его в устойчивые ступени.
- Аналогично работаем со второй комбинацией ступеней: ум.7 с разрешением, и его обращение ув.2 с разрешением
- Подпишите все интервалы. Подпишите, на каких ступенях они образованы.
Заметьте, что у пар характерных интервалов, которые являются обращениями друг друга: ум.4 ↔ ув.5 и ум.7 ↔ ув.2 , — разрешения тоже являются обращениями друг друга: м.3 ↔ б.6 , ч.4. ↔ ч.5
Это наблюдение также помогает все верно оформить в школьной работе.
0 комментарий (-ев) к статье "Характерные интервалы"