• Корзина пуста.

16 приемов работы над мотивом и фразой

Сегодня я хотел бы обзорно рассказать о техниках развития и работы над мотивами.
Эти приемы позволяют буквально из 2-3 нот получать огромное количество новых идей, которые тем не менее имеют внутреннюю связь с исходным мотивом и очень хорошо ложатся в форму мелодии.
Эти тактики можно использовать, как отправную точку для развития мотива или создания новых фраз.

Может показаться что некоторые из данных приемов сложны или малоупотребительны в современной музыке. Однако в действительности они активно используются музыкантами самых разных стилей как для создания песен так и для работы над аранжировками.

Всего я насчитал 16 приемов.

1. Повторение

Самая простая техника не требует особых пояснений. Мотив повторяется 2-3 раза. Прием который взяли на вооружение современный сонграйтеры. Повторения это очень легкий способ создать запоминающуюся мелодию но в то же время слишком много повторений это признак примитивизма и недостатка вооражения. Поэтому очень важно сохранять баланс.

2. Ритмическое остинато

Данный прием основан на повторении одного и того же ритма но с изменением мотива. При этом мотив может варьироваться, а может быть контрастным. Очень эффективным прием, который позволяет очень плавно вводить новый интонационный материал в мелодию.

3. Секвенция

Классический прием суть которого в повторении мотива на другой высоте. Если смена высоты происходит внутри лада, то это называется тональная секвенция ( не точная). Если сохраняется интервальный состав — точная.

4. Расширение

Делится на синтаксическое и метро-ритмическое.

Синтаксическое — это добавление новых тактов к фразе. Метро-ритмическое добавление долей.

5. Сужение

Обрезка, удаление нескольких долей фразы. Возможно также удаление такта ( по аналогии с предыдущим метро-ритмическим расширением, только наоборот).

6. Инверсия

Все интервалы разворачиваются в обратном направлении. Также делятся на точные и неточные. Наиболее распространены неточные для сохранения лада.

7. Ракоход
Движение мелодии в обратном направлении. Очень простая техника, сложно определяется на слух, но очень популярна при создании полифонических линий. Просто выписываем мелодии задом наперед:)

8.Уменьшение и увеличение

Также бывает точное и не точное. Все длительности уменьшаются или увеличиваются на заданную величину. Например в 2 раза или в 4. Была четверть стала восьмая или половинная ( увеличение) и т.д.

9. Сегментация

Использование небольших отрезков фразы или мотива. Очень часто соединяется с повторением.

10. Пермутация

Изменения порядка нот. Например 2 нота фразы меняется с 3 местами. Можно подвергать пермутации и несколько нот.

11. Интервенция

Изменения порядка фраз ( вместо формы AB используется BA и т.д).

12.Сопряжение

Добавление новой фразы между двумя. Как правило, длина новой фразы равная исходным.

13. Орнаментация

Добавление к исходной фразе новых « украшающих» нот.

14. Де-орнаментация

Удаление нот из исходной фразы. Могут удалятся как одиночные элементы, так и группы нот.

15. Ритмическое смещение

Расположение фразы на других долях такта. Простейший вариант смещение со слабой доли на сильную или наоборот.

16. Элизия

Соединение 2-х фраз на основе одной общей ноты, которая является последней нотой 1 фразы в то же время становится первой нотой во второй фразе.

Определение заимствовано из лингвистики где оно означает — отпадение звука (гласного, согласного или слога) в слове или фразе с целью облегчения произношения для говорящего. Иногда звуки могут быть опущены с целью улучшения благозвучия.

Каждый из данный приемов имеет свою сферу применения и характерное звучание. Проработайте каждый из них на примере одной мелодии и вы увидите безграничные возможности для создания новых мелодий.

19.03.2020

3 комментарий (-ев) к статье "16 приемов работы над мотивом и фразой"

  1. Хорошее подспорье для изучения возможностей базовых техник (не всех перечисленных Денисом!) дает такая вот программа: Musical Palette – Melody Composing Tool 🙂

  2. Да, программа интересная, но не очень гибкая

  3. Спасибо отличнейший урок .

Добавить комментарий для Сергей Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Hide picture