• Корзина пуста.

9 ингредиентов хита

Написание песен для многих процесс напоминающий магию. Когда известных хитмейкеров спрашивают о том, как они пишут песни, то чаще всего они говорят о музе, вдохновении и прочих неосознаваемых вещах.

Но скажите – Вам как автору песен ведь хочется узнать конкретно – что, как, почему, куда и т.д.? Вопросов много, а ответов нет.

Создание песен, как и любое другое творчество – это процесс, который можно рассмотреть с двух сторон – со стороны духовности и со стороны мастерства (ремесленничества). Как известно, слагаемые любого гениального произведения искусства – это 50% вдохновения и 50% работы. (Хотя для современного мира ближе формула 5% вдохновения и 95% работа). Поэтому знания и навыки просто необходимы тому, кто хочет писать песни (а тем более продавать их).

Насколько сознательно Вы подходите к созданию песни? Думаете ли Вы над тем, как ее улучшить, придать ей хитовости и т.д.

Давайте рассмотрим  компоненты, из которых складывается любая хитовая песня.

  1. Удачное название
  2. Гармония
  3. Выразительная мелодия (либо ритмичная для танцевального хита)
  4. Хук
  5. Ритм
  6. Текст
  7. Аранжировка
  8. Сведение
  9. Маркетинг

Посмотрим более подробно на каждый из этих пунктов

  1. Название песни

Очень часто название песни придумывается перед концертом, после записи альбома, перед выпуском CD и т.д.

Это очень большая ошибка. Название песни – это то же самое, что и Ваше имя. Представьте родителей, которые дают ребенку имя только тогда, когда его уже пора отправлять в школу 🙂

Название должно запоминаться и привлекать внимание. Для хитовой песни просто жизненно важно иметь уникальное название, которое может стать нарицательным.

Это то, что в маркетинге называется владеть словом.

Например, выхода нет, группа крови, вечно молодой – это словосочетания, ассоциируемые с песнями. Как понятно из примеров, название должно повторяться в песне и быть основой припева.

2. 90% современных песен написаны на заранее сочиненную гармонию.

Что это значит?

Это значит, что большая часть последовательностей уже настолько заезжена, что достаточно взять три-четыре аккорда и слушатель будет чувствовать, что Ваша песня ему уже знакома. С другой сторону такой подход нивелирует уникальность мелодии и приводит к самоповторяемости. Сколько песен написано на последовательность C-Dm-F-G?

Их десятки тысяч и выделиться из этой массы очень сложно. А сколько песен использует последовательность Am-F#m?

Я знаю только одну – это песня Doors Light My Fire.

Как видите, необычные сочетания позволяют мгновенно выделиться. Однако нужно использовать нестандартные обороты в сочетании с привычными слушателю, так Вы сохраните нужный баланс. Очень важно накапливать багаж аккордовых последовательностей и постоянно искать новые сочетания.

Так Вы будете всегда иметь в своем активе материал для создания хитов.

3. Мелодия

Мелодия это основа любой песни. Для хитовых мелодий характерна опора на повторения, постепенное расширение диапазона, контраст между куплетом и припевом, акцентирование тоники в припеве, активное использование хука (которого может не быть в других жанрах музыки).

Очень важную роль играет выбор опорных нот.

Многие авторы попадают в ловушку одних и тех же ступеней, поскольку не анализируют свои мелодии и не выписывают их в нотах.

Даже известные авторы грешат этим.

Проанализируйте Ваши мелодии – если Вы используете много устойчивых ступеней (1, 3, 5), то возможно Вам нужно поискать новые интонаций в области неустойчивых. Также можно проникнуть в область хроматики, где скрыты безграничные возможности (хроматических хит всех времен Полет Шмеля).

Также интересный пример хроматических ходов можно найти в песне Рианны Breakin’ Dishes

Анализируйте чужие мелодии и используете полученные знания в своём творчестве.

4. Хук

Это короткая мелодическая, ритмическая фраза, текстовая фраза, которая является ядром песни и которую слушатель может пропеть после прослушивания песни. Это то, что крутиться в голове (hook –ловушка)

Основным условием для хука является его протяженность – чем короче, тем лучше. Короткий хук может быть возгласом (как в песне Blur song 2). Более длинный хук может быть 4х тактовой мелодией заменяющей припев. Эффектно звучат различного рода распевания на слогах (на-на-на, па-па-па и т.д.)

Пример полиритмичного хука(Till The World Ends):

Хуки могут сочетаться. Идеально, когда сочетаются инструментальный, вокальный и текстовый хук.

5. Ритм

Ритм важнейший элемент хита. Найдите удачный бит, и Ваша песня обречена на успех. В плане ритмики большая часть хитов опирается на остинатность, повторяемость и использование коротких синкопированных фигур. Используйте противопоставление ровного ритма и синкопированного для усиления контраста. Важную роль играет не только ритмика мелодии, но и ее сопоставление с ритмом текста.

Типичный пример песни построенной на ритмической организации Smooth Criminal. Весь куплет построен на трех нотах,восходящем движении минорной гаммы

6. Текст

Хорошие  тексты содержат запоминаемые фразы. Однако главная трудность песенных текстов – это изложение простыми словами оригинальных идей. Старайтесь избегать банальных и заезженных фраз и слов таких как:

моя девочка, синие джинсы, навсегда, тело ,фантазия ,реальность ,сердце стучит, как горе, режет по сердцу ,в сердце рана ,на сердце рана ,ветер перемен ,всю ночь напролет ,ангел ,детка ,огонь ,желание ,пусть они говорят ,отпусти меня ,с самого начала ,на улице ,стоя под дождем ,остановить время ,сияет, как солнце ,идти по грани(краю) ,не выходит из головы ,я почти сошел с ума, это все внутри меня, небо над головой, глубоко внутри

и других такого же плана.

В целом же большинство хитов содержат простой текст, который легко запоминается. При том рифма, как таковая, не является обязательным элементом песни

7. Аранжировка

Даже если Вы не будете принимать участие в создании готового продукта умение показать песню в готовом виде – это большое преимущество. Правильно сделанная аранжировка подчеркнет уникальность песни и может также содержать хуки. Важно, чтобы аранжировка не “убила” замысел песни и не мешала слушателю наслаждаться мелодией и текстом.

8. Сведение

Эта область работы звукорежиссеров и я не рекомендую Вам самостоятельно этим заниматься, даже если Вы профессиональный звукорежиссер. На этом этапе важно отдалиться и позволить песне жить своей жизнью.

9. Маркетинг и продюсирование

Это уже лежит вне области автора песни (чаще всего). Создание песни это лишь первый этап. Основная работа начинается после того, как у вас есть готовый продукт. Вам нужно спланировать бюджет хорошего клипа или хотя бы Lyric видео, настроить соц площадки, вести активную деятельность в соц.сетях. Сегодня хороший клип для песни это уже необходимость, так в как в противном случае ее послушает меньше аудитории. Продвижение лучше всего отдать на аутсор профессиональным кампаниям. Первоначальная цель это 100к просмотров, если при достижении этой цифры ваша песня не ушла в народ, то скорее всего уже не станет популярной.

Итак, какие выводы можно сделать?

Существуют определённые приемы, с помощью которых Вы можете улучшить песни и превратить их в хиты. Главное искать эти приемы в окружающей музыке и использовать в своем творчестве. Как это не банально звучит – но нет никаких секретов. Любая хорошо сделанная песня может стать хитом (главное не забудьте добавить в нее hook 🙂 ).

6 курсов в одном для автора песен

09.09.2023

14 комментарий (-ев) к статье "9 ингредиентов хита"

  1. Просто не мог удержаться! It is just for fun.
    Всю ночь напролет, стоя под дождем
    С самого начала на улице, детка.
    Синие джинсы промокли насквозь
    Навсегда, мой ангел, моя конфетка.
    Я почти сошел с ума – как остановить время?
    Пусть они говорят мне, голоса внутри меня.
    В огне фантазия сияет как солнце,
    Стоя под дождем – остановить время!
    Как вы думаете, это “оригинальная идея”, изложенная простыми словами, притом, что рифма не является обязательным элементом, а? 🙂

  2. Занимательный набор слов получился:)

  3. я почти сошел с ума, стоя под дождем
    ветер перемен глубоко внутри…
    это все внутри меня, желание, огонь
    с самого начала, сердце стучит…
    отпусти меня, детка, реальность, как солнце
    режет по сердцу
    не выходит из головы, моя девочка
    ангел, фантазия навсегда
    всю ночь напролет на улице тело
    синие джинсы, на сердце рана…
    идти по грани, остановить время
    небо над головой, других такого же плана…
    отпусти меня, детка, пусть они говорят –
    в сердце рана, как горе.
    сияет, моя девочка
    ангел, фантазия навсегда

  4. Да Вы смотрю развеселились:) Может устроить конкурс на лучший текст из самых банальных фраз?

  5. А почему аранжировка так обойдена? Подбор тембров весьма сложное и творческое дело, есть ли какие-то приемы помимо разнесения частот?. Для “железно-деревянных” инструментов, таких, как гитара выбора немного. А вот синтезаторные тембры? А техника слоев для перкуссии? А наложение микроритмов и пульсаций при использовании техники семплирования и синтеза вместе и порознь? Довольно однообразный по мелодике дабстеп это делает интересным, а еще хаус, техно и т.д.

  6. Ну дабстеп и хит – это наверное немного разные вещи.Можно много написать про аранжировку – но это статья всего лишь обзор приемов:)

  7. Так элементы дабстепа торчат уже изо всех хитов, даже в цитированных есть элементы 🙂
    Я, собственно, больше про подбор тембров хотел бы…

  8. сначало думал,что туфта,но потом стало интересно.особенно насчет гармонии.почему то не затронул темы замены.тоже фишка.ведь можно вставить одну замену и зазвучит.на счет мелодии-тема спорная.сначала курица или яйцо,или наоборот.так и с мелодией с гармонией.

  9. Конечно песня может начаться с гармонии.Просто метод написания песни с мелодии дает большую вероятность попадания песни в список хитов.Замены это отдельная тема.Обязательно ее затрону как-нибудь:)

  10. Если бы раньше знал, как все сложно, то не стал бы писать свои незатейливые песни. Что же теперь делать? Они уже есть.

  11. “Просто метод написания песни с мелодии дает большую вероятность попадания песни в список хитов” — Денис, вот на основании чего вы так в этом уверены? Ведь вы до сих пор ни одного своего хита не выложили. Да и вообще ни одной песни вашей нет, только инструментальные вещи (или я что-то упустил? так дайте ссылку послушать).
    В соседней ветке вы пишете, что “запись песен стоит денег” и вы как раз сейчас записываете множество хитов. Вы поймите, людям не нужно “когда-то потом” множество хитов, им бы “сейчас” хоть один послушать, в любом качестве. Хороший хит, знаете ли, плохой записью не испортишь, это еще Михаил Бурлаков заметил.
    Ведь даже если записать песню на диктофон, а потом пройтись по ключевым моментам и сказать: “вот тут я применил то, вот там вот это, а здесь супер-фишка, рассказывать не буду, но кто догадается, тот молодец!” Или даже в том же компьютере набейте партитуру да наложите вокал и так же прокомментируйте. А то получается, что как музыкант вы профессионал, а как преподаватель — так себе.

  12. Теперь понятно, почему мой знакомый не может написать хит: у него постоянно не хватает одного хотя бы пункта из 9ти, вечно любовь-кровь и синие джинсы, и разрешенная пентатоника с банальными хроматическими гаммами…пусть делает всё наоборот, и будет хит. А какой хит послушать от Вас, Денис?

  13. Да собственно, что такое хит? Есть хиты продаж, хиты всех времен и народов, хиты обувные, часовые, автомобильные и т.д. Так в чем дело? Вот в чем(?) разница между Моцартом и Крутым, Ламборджини и Тойотой, Жан Франко Ферре и Оттимо, Tag Heuer или Ориент с Айфоном? Первые относятся к эксклюзиву а вторые к хитам. Эксклюзивные продукты(и музыка тоже) адресованы не всем слушателям, т.к. не всем понятны и доступны. А хиты адресованы для массового спроса, т.к. рассчитаны на восприятие большинством населения и, следовательно большие продажи с хорошей прибылью, тогда как эксклюзив вынужден поднимать цену для получения прибыли. Это отнюдь не означает, что Ориент – плохие часы, а Крутой пишет плохую музыку, нет! Но Крутой ориентирован на массового слушателя, поэтому он и богат. Вряд ли фуги Баха или концерты Моцарта слушают кто-то кроме музыкантов сегодня или понимающих музыку людей, однако музыканты понимают, насколько гениальны эти произведения. Создать песенных хит специально невозможно, ну может быть если и раскрутить, то только временно, как стрекозу и другие кратковременно бывшими популярными песни. На мой взгляд не надо гнаться за хитом, просто пишите хорошую музыку и песни, которые при определенных условиях – выстрелят обязательно.

  14. Ребят! В перечне слов и фраз, которые автор рекомендует не использовать, перечислен же секрет русского хита с муз-тв.
    То, что называется хитом, очень часто не содержит внятной гармонии, оригинального текста и том же духе.
    Сейчас чем хуже, тем лучше. А написать оригинальную песню, по всем вышенаписанным канонам “хита”, так это только дать пищу для размышления нам,
    тем кто в деле и кто понимает. Обыватели даже слушать не будут, потому что у “Оксаны Самойловой не выложена эта песня к очередной фотке”.

Оставить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Hide picture