Один из самых быстрых и прогрессивных способов освоения любой новой информации это наш опыт.
Уже имеющиеся знания в любой области жизни или искусства, можно легко перенести на изучаемый предмет.
Можно ли это применить к музыке?
Конечно да!
Некоторые элементы музыки уникальны (например, мелодия, гармония) не находят аналогии в других явлениях жизни. Другие вполне можно изучать сквозь призму уже понятных вам явлений.
Наиболее эффективно использовать такую тактику при изучении музыкальной формы, синтаксиса, музыкального языка.
И если аналогия между простыми элементами музыкального языка (фраза, предложение) понятная практически каждому музыканту, то более крупные построения и развитие музыкального сюжета вызывают затруднения даже у опытных авторов музыки.
Сегодня я не буду использовать музыкальную терминологию, а попробую объяснить, как работают некоторые музыкальные явления на примере всем известных видов искусства.
1) Принцип повторности и контраста
Казалось бы очевидно, что ни в одном явлении нашей жизни мы не будем удовлетворены постоянными повторениями одного и того же, или постоянной сменой обстановки.
Приведу совсем простые примеры:)
Никто не хочет каждый день есть одно и тоже блюдо или делать какое одно действие.
Но и постоянное обновление также не будет радостным событием. Для проверки этого утверждения, достаточно провести в путешествии всего 1 месяц, меняя каждый день город на новый.
Тем не менее, очень часто при работе над формой допускаются перегибы именно в этих банальных принципах.
Либо слишком много повторности, от которой тянет зевать. Либо сумасшедшая смена материала, в которой становится непонятна сама суть музыкального высказывания.
Отсюда делаем первый вывод: баланс формы это баланс между повторениями и контрастом.
Представьте, что вы смотрите фильм в котором в течение всего времени показывают только одного героя, одним планом.
Или, что вы смотрите фильм в котором огромное количество персонажей вводится без всякой логики (для интереса посмотрите обзор BadComedian на фильм Газгольдер:)
Надеюсь аналогий достаточно
2) Развитие и расчлененность
Еще 2 базовых принципа, аналогию которым можно найти в любом искусстве и явлениях жизни.
Например, каданс в музыке это аналогия знака препинания в литературе.
Самый просто каданс вида D-T это однозначно точка, завершение сцены.
Если вы повторяете этот каданс раз за разом, то очевидно, что вы тормозите развитие музыкальной формы.
Это.
как писать .
Предложение.
вот так.
Хуже этого, может быть только начало новой части формы с тоники, после полного каданса.
Это похоже на плохой монтаж или постоянный возврат к одной и той же сцене без всякой художественной логики.
Тот же эффект возникает, когда ваша мелодия останавливается все время на одних и тех же ступенях.
Как эффект: ноль развития и постоянное затягивание сюжета.
Вернемся к кинематографу.
Что делает хороший сценарист и режиссер?
Он заставляет зрителя ожидать следующей сцены.
Согласитесь, если вам известно, кто убил Кенни, то какой смысл смотреть расследование?:)
Поп музыка особенно часто использует этот прием: послушайте долгие прехорусы в танцевальной музыке или например у Katy Perry.
Вы не просто слушаете музыку, вы вовлекаетесь в процесс ее развития, ожидаете того, что произойдет.
Согласитесь это не уникальная стратегия для искусства?
Конечно, здесь нужно уметь привлекать художественные ресурсы для выполнения задачи.
Но посыл этой статьи в том, что у многих нет никаких задач.
Вопрос, который я задаю в 90 процентах после прослушивания музыки учеников это:
«А зачем?»
Именно задумка и идея привлекают форму, гармонию, лады и все остальные элементы музыки.
Как получить пользу от моих размышлений?)
Я просто поделился с вами своими мыслями, но попробуйте в следующий раз занимаясь музыкальным творчеством подумать о форме, с позиции сюжета или, используя аналогии из других видов искусства.
Насколько интересен сюжет вашей композиции, достаточно ли интриги, контраста и повторности.
Проработайте персонажей:)
Посмотрите на вашу любимую музыку под этим углом, и я уверен, что вы откроете для себя много нового.
До встречи!
и!
0 комментарий (-ев) к статье "Познание формы через опыт"