• Корзина пуста.

Аппликатурная инерция в композиции и импровизации

Это явление я назвал аппликатурной инерцией. Думаю, каждый сталкивался с этой проблемой. Достаточно просто начать играть на инструменте, не думая (или играть одновременно с чтением/просмотром телевизора и т.д.), и Вы поймете, о чем я говорю. Но прежде, чем я опишу это явление подробно, необходимо ввести понятие антиципации. Антиципация – способность действовать и принимать те или иные решения с определённым временно-пространственным упреждением в отношении ожидаемых, будущих событий. Как понятно из определения, антиципация присутствует как в работе композитора, так и в работе импровизатора, поскольку и в той и другой деятельности нам необходимо предсказывать развитие музыкальных событий на основе предыдущих. Существует 5 базовых уровней антиципации. 1. Субсенсорный (подсознательный) 2. Сенсо-моторный (регистрируемый органами чувств и связанный с двигательной реакцией) 3. Перцептивный (связанный с восприятием) 4. Уровень представлений (вторичных образов) 5. Речемыслительный При импровизации наш мозг обрабатывает огромное количество информации и создает на основе ее прогноз, в соответствии с которым мы выбираем оптимальный вариант развития событий. Если же предсказание не соответствует реально возникшей музыкальной ситуации, то музыкант либо быстро перестраивается в соответствии с изменившимися условиями, либо просто вылетает из импровизации и теряет нить. Огромную роль здесь играет так называемая слышащая рука. Это объединение субсенсорного и сенсо-моторного уровня. Если представить работу мозга и пальцев в виде линии, то идеальной цепочкой при импровизации является следующая – “слышу-прогнозирую-знаю-играю”. То есть руки полностью подчиняются внутреннему слуху и мгновенно реагируют на любые его “запросы”. Одним из самых действенных способов развить слышащие руки является работа над аппликатурой. Эта работа основана на сохранении аппликатуры при исполнении одних и тех же звуковых последований и комплексов. Именно поэтому в любом учебнике по импровизации обязательным условием занятий является проигрывание упражнений во всех тональностях. Таким образом, в сознании закрепляется картина не одной тональности, а функциональной последовательности звуков – например, гамм, ладов и т. д. Если исполнитель уделил достаточно внимания проработке инструктивных элементов (арпеджио, секвенции и т. д.), то при импровизации его руки будут легко реагировать на команды внутреннего слуха. Однако кроме цепочки “слышу-играю” у многих исполнителей (особенно начинающих) образуется неправильная цепочка – “играю-слышу”. В этом случае движение пальцев создает в мозгу соответствующее ему слуховое представление, которое оказывается настолько сильным, что подавляет свободное течение композиторских слуховых представлений. Эта проблема возникает очень часто из-за непонимания функциональности играемых нот, слепого заучивания аппликатур (например, боксов для гитары). В результате исполнитель не контролирует свои пальцы. Они могут играть очень быстро, но бессмысленно. Вот что пишет Вебер по этому поводу: “Ведь эти руки, эти проклятые пальцы, которые от постоянного упражнения и тренировки приобретают род самостоятельного и самовольного разума, становятся бессознательными тиранами и насильниками творческой воли. Ничего нового они изобрести не могут – все новое им даже неудобно. Совсем иначе говорит тот, чей внутренний слух является судьей найденного.” Для нас здесь важна фраза “не могут изобрести ничего нового”. Если внутренний слух плохо развит, а технический уровень, наоборот, очень высок, то как раз и возникает дисбаланс, что приводит к музыке без музыки – явление, которое можно услышать не только у виртуозных музыкантов, но и тех, кто играет более простую музыку. Как это влияет на композитора? Если вспомнить,что существует два вида композиторов (первые сочиняют за инструментом, вторые – без него), то можно понять, что использование инструмента для сочинения музыки может привести Вас к аппликатурной инерции – то есть Вы будете сочинять не то, что слышите, а то что удобнее Вашим пальцам. По этой причине я очень редко использую MIDI-клавиатуру, так как сразу же начинаю играть то, что удобнее. (Поэтому использую MIDI-клавиатуру только для записи уже сочиненных партий). Лучший способ избавиться от аппликатурной инерции – это развивать внутренний слух и пропевать все свои импровизации перед проигрыванием – это классический способ занятий импровизацией. Если Вы сочиняете музыку на инструменте, то попробуйте сначала записать ее нотами, а затем уже играть. Напишите в комментариях – сталкивались Вы с описанным явлением?

25.03.2020

11 комментарий (-ев) к статье "Аппликатурная инерция в композиции и импровизации"

  1. Да, сталкивался. Причем это верно даже для тех, кто очень плохо играет на музыкальном инструменте. Просто следование мозга за извлекаемыми звуками, действительно, нужно заменить следованием извлекаемых звуков за мозгом.

  2. Здравствуйте, Денис.
    Я тоже сталкивался с такой проблемой (руки и остатки размягчённых мозгов сбиваются в клише), но мне кажется, что решение лежит несколько в другой плоскости.
    С предварительным слышанием согласен, но думаю оно вырабатывается не только с помощью сольфеджирования, но и при регулярной игре гамм, этюдов, упраж. на хорошо настр. инструменте (на своём и на ф-но).
    По поводу аппликатурной зависимости: владение аппликатурами — суть владение звукорядами. Возможно плохое знание аппликатур или их недостаточное кол-во.
    Внеаппликатурное мышление явление кажущееся и основано на знании достаточного кол-ва
    аппликатур и большом исполнительском опыте.
    С моей точки зрения всё упирается в мелодическое и ритмическое варьирование. Хотелось бы рассмотреть проблему в этом ключе.
    P.S. Спасибо за рассылку и за сайт. Вы делаете большое и очень нужное дело.
    Буков .

  3. Абсолютно субъективная проблема. Я не сталкивался с таким. И я ИМЕННО сочиняю с инструментом. Любым. Стоит мне в руки попасть любому инструменту, я начинаю на нём импровизировать, ИГРАТЬСЯ с ним. Ведь в том то и фишка, что сочиняешь в паре с инструментом. А не головой и потом переводишь это на ф-но или дудку. Абы што… Только общение с инструментом и выдаёт музыку! А придумывание в голове – это спонтанное озарение. Иногда гении так и делают. Прокофьев например любил в поле писать для всего симфонического оркестра. Его то сложнейшую музыку и в голове! В поле с карандашом…у меня в голове не укладывается. И тем не менее, говорить о какой-то там аппликатурной энерции – это мозговая ловушка. Теория, а на практике как раз таки наоборот!
    Это справедливо для тех БОТАНИКОВ, которые закончили консу, и без нот нифига сыграть не могут! Ноль импровизации…ботаники !! Импровизация= творческий подход. И какая тут может быть ловушка! Какая-то навязчивая теоритическая фигня, простите. Ловушка для пальцев, играю-слышу… Я когда хочу помузицировать, ищу любой инструмент, что попадётся под руку и начинаю музицировать-играться. И из этого общения с инструментов, из этого ДИАЛОГА и получается МУЗЫКА. От того я и мультиинструменталист.
    Ловушка для пальцев…хе-хе.
    У вас по моему, простите, ловушка в голове!!! Решили алгеброй поверить гармонию?
    )))))))))))))))))

  4. Ну конечно субъективная проблема – но я ее вижу в многих. Хорошо,что у вас ее нет. Но Вы пишите,что играете на новых инструментах – то есть на тех,которые не вызывают зависимости от аппликатуры. А вот на бас-гитаре( как я понял Вы басист) неужели никогда не было такого.
    Я вижу это сплошь и рядом. Но Ваша точка зрения также интересна. P.S. Алгебра и гармония – это сестры:) Музыка та же математика

  5. я сейчас экспериментирую с альтернативными гитарными строями – и это как портал в другое измерение просто… пока не начал, не понимал даже насколько уже закоснел в стандартном. и думал, перестраиваясь, что вот сейчас буду “заново учиться ходить” – а оказалось, что “могу летать”))) надо преодолевать душевную лень и создавать себе такие сдвиги перспективы, я считаю. но есть люди, которые просто считают ненужным всё, что не даёт прямого результата… увы им… они заслужили свою незавидную участь :3

  6. Поможет:
    1)съём, съём и еще раз съём произведений.
    2) Написание вариаций на чужие произведения
    3) Сочинение собственных произведений
    4) Игра со зрителем на заданную тему при чем любую
    например сыграть ржавый гвоздь – очень развивает воображение
    5)игра по словарю – на любое слово соответствующая мелодия
    6)Придумывание “своих” пассажей упражнений секвенций и т д , которые “подгоняешь” под себя “в копейку”. Ведь недаром говорится: “очень виртуозно можно играть в основном только свои произведения» и в этом есть не малая доля истины.
    7) Не привязываться только к своему инструменту играть везде и на “дровах” в том числе(только не злоупотреблять). С закрытыми глазами, пьяным, на низком стуле на высоком без стула, доводить динамику до обрыва струн, в общем экспериментировать во всём.
    8) Учиться у всех, но не подражать никому, как говорил Горький. Имеется ввиду что какой бы выдающийся и не был ваш педагог, кроме него есть ещё. Мы живём в 21 веке такая возможность есть . Смешение школ – очень хороший способ развить виртуозность.
    Желательно отдаваться полностью только одному инструменту,если цель – истинная виртуозность. Ведь не секрет что мультиинструменталист – страдает поверхностностью (правда есть и приятные исключения). Как в любви можно «иметь» много девушек но настоящих отношений вовсе не иметь ни с одной вот так.

  7. Alexandr – отличное дополнение к статье. спасибо!

  8. Большое спасибо, Денис, за статью и Александр, за интересный комментарий!

  9. и3вините, у меня другой алфавит, и не могу писат правилно. У меня не так, если нет вдохновения ничего не могу сделат, наоборот если его ест могу 3акрит гла3а и опят все получается, и ето не толко в му3ике.

  10. Не то слово сталкивался). Уже давно я поймал себя на такой вещи. Но не думал, что кто-то опишет это явление.. Спасибо, Денис!
    Да, я увлекаюсь периодически съемом и от того я понял, что то, что ты снимаешь и употребляешь, в конечном итоге и задает тон твоему игровому аппарату, ну т.е. пальцам.

  11. Сталкивался и сталкиваюсь.
    У себя наблюдаю зацикленноть на “боксах”, которые лучше всего “сидят в руках”. Поэтому, видимо, таки съём, съём, съём, освоение различных ладов, игра упражнений в разных тональностях.
    Также сталкивался на практике в коллективе, когда у человека заготовки песен почти в одной тональности и фразы из риффов одна на другую похожи.

Добавить комментарий для Павел Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Hide picture