Приветствую Вас!
Совсем недавно я закончил серию уроков по аранжировке струнных. Из этих уроков Вы могли узнать о некоторых приемах создания партии струнных из готовой аккордовой прогрессии. Такой способ подходит для большинства вариантов аранжировки и композиции.
Однако если Вам необходимо добавить группу струнных к яркой, запоминающейся мелодии, то такой подход может не сработать, так как струнные должны играть именно « вокруг мелодии» и опора на гармонию здесь не всегда оправданна.
В любом случае Вы можете использовать следующие варианты фактур для получения новых идея аранжировки струнных на готовую мелодию. Также более полную информацию по этому вопросу Вы найдете в моем курсе по Аранжировке Струнных — который в данный момент готовиться к релизу.
Итак, выделяют следующие варианты оркестровки:
1. Унисон
Самый простейший вариант изложения. Все инструменты играют одну и ту же партию.
Проблема здесь может быть в нарушении баланса если мы говорим о мелодии высокой тесситуры. За исключением контрабаса, остальные инструменты скрипичной могут исполнять мелодии в одном диапазон, который однако не должен превышать ноту до второй октавы ( особенно это касается виолончели).
Особая разновидность данной фактуры это дублирование в октаву, что не нарушает баланса. При использовании октав в среднем и большом составе звучание становиться более объемным и слитным.
Пример унисонной фактуры — скрипка + гитара+ вокал
2. Одноэлементная фактура
Отличается от предыдущей фактуры только выбором интервалов. Здесь могут быть задействованы терции, сексты. В особых случай и диссонирующие интервалы. Здесь с помощью дублирования разными интервалами, можно придать мелодии новый оттенок без привлечения новых элементов. Например, консонансы или трезвучия создадут мягкое звучание, септаккорды джазовое, секунды и кварты современное звучание.
При использовании данных видов фактуры мы можем говорит, как о дублировании основной мелодии (вокальной или инструментальной линии), так и об исполнении вспомогательных мелодических линий — например, выдержанных нот (педалей).
3. Мелодия + аккомпанемент
Один из наиболее развитых вариантов фактуры. Так как мелодия находиться у вокала или инструмента, то струнные могут полностью сосредоточиться на аккомпанементе. (Кстати, если Вы не знакомы с базовыми видами аккомпанемента, то обязательно изучите мой курс по Аккомпанементу).
Здесь мы можем использовать все многообразие вариантов аккомпанемента — это и простейшие варианты типа, бас+ аккорд, арпеджио, арпеджио + педаль, бас + педаль+ арпеджио, фигурации и все их многообразие.
Простейший вариант с ритмической фигурацией это Show Must Go On
4. Вспомогательный мелодический голос
Здесь к аккомпанементу мы добавляем контрапункт к основной мелодии. Это может быть имитация, контрастный или подголосочный контрапункт.
При этом вспомогательный голос может в некоторых местах аранжировки перетягивать одеяло на себя и становиться лидирующим — например играть соло. Здесь нет никаких ограничений по диапазоны и художественным средствам. Вполне возможно проведение контрапункта в нижнем голосе или в средних голосах ( например, у виолончелей или альта)
5. 4х голосная фактура
Это вариант из задач по гармонии. По сути, каждый голос здесь самостоятелен и может дублироваться. Такое звучание будет достаточно насыщенным и может использоваться для создания хорального звучания, плотной фактуры. В целом же данная фактура является разновидностью аккомпанемента с тем лишь исключением, что реальных голос здесь должно быть 4, а не произвольное количество.
Хороший пример Вы можете услышать в композиции .Minstrel Hall (Bonus Track) тех же Balckmore Night
6. Контрапунктическая фактура
Здесь мы имеет 2 дополнительных мелодических голоса (наряду с аккомпанементом). Как Вы понимаете, создание такой партии требует не только таланта и интуиции:) Очень легко создать кашу, которая не будет звучать и мешать основной линии. С другой стороны если партию на основе такой фактуры построить правильно, то она способно значительно украсить основную линию и даже переосмыслить ее.
Итак, это 6 видов фактуры, которые Вы можете использовать в ваших аранжировках.
Также можно выделить еще 2 вида фактуры, о которых я здесь не сказал. Пишите Ваши ответы в комментариях. Сразу предупреждаю, что ответы здесь можно угадать только тщательно обдумав о каких вариантах фактуры я не сказал.
Небольшая подсказка – один из них очень простой, а второй очень сложный.
Могу предположить следующее: полифония пластов (полифония целых частей) и гомофонно-полифонический склад (смешанная такая фактура получается).
Денис,это круто!!!Ты супер!!!В тебе присутствует харизма!!!Спасибо тебе!!!Вот, что получилось от общения с тобой https://www.youtube.com/watch?v=uE3tpUBcs1M
1) Просто мелодия и контрапункт
2) Какофония когда очень много мелодических линий не согласующихся между собой! 🙂
Думаю, что это:
1) монодия (одна мелодия, звучащая без сопровождения);
2) полифония диссонирующих дублировок полифонических голосов и пластов.
Думаю, что это:
1) монодия;
2) полифония диссонирующих дублировок и пластов.
Может – 1. фактура типа мелодия + аккомпанирующий бас, типа “шагающего” баса в свинге, 2. полифоническая фактура.
Может – 1) фактура мелодия + бас, как, например, “шагающий” бас в свинге; 2) полифоническая фактура.
1 Длинная пауза 🙂
2 Остинато
Дам подсказку) 2 вариант много кто угадал, а вот первый пока нет – хотя это очень просто)
1) полифония пластов
2) сверхмногоголосие
еще есть пуантилизм 🙂
одна мелодия
большой симфонический оркестр
Ритмический аккомпанемент, рифф или просто бартоковское пиццикато выбранных долей?