• Корзина пуста.

Аранжировка струнных (и не только) – виды фактур

Приветствую Вас!

Совсем недавно я закончил серию уроков по аранжировке струнных. Из этих уроков Вы могли узнать о некоторых приемах создания партии струнных из готовой аккордовой прогрессии. Такой способ подходит для большинства вариантов аранжировки и композиции.
Однако если Вам необходимо добавить группу струнных к яркой, запоминающейся мелодии, то такой подход может не сработать, так как струнные должны играть именно « вокруг мелодии» и опора на гармонию здесь не всегда оправданна.

В любом случае Вы можете использовать следующие варианты фактур для получения новых идея аранжировки струнных на готовую мелодию. Также более полную информацию по этому вопросу Вы найдете в моем курсе по Аранжировке Струнных — который в данный момент готовиться к релизу.

Итак, выделяют следующие варианты оркестровки:

1. Унисон

Самый простейший вариант изложения. Все инструменты играют одну и ту же партию.
Проблема здесь может быть в нарушении баланса если мы говорим о мелодии высокой тесситуры. За исключением контрабаса, остальные инструменты скрипичной могут исполнять мелодии в одном диапазон, который однако не должен превышать ноту до второй октавы ( особенно это касается виолончели).

Особая разновидность данной фактуры это дублирование в октаву, что не нарушает баланса. При использовании октав в среднем и большом составе звучание становиться более объемным и слитным.

Пример унисонной фактуры — скрипка + гитара+ вокал

video
play-sharp-fill

2. Одноэлементная фактура

Отличается от предыдущей фактуры только выбором интервалов. Здесь могут быть задействованы терции, сексты. В особых случай и диссонирующие интервалы. Здесь с помощью дублирования разными интервалами, можно придать мелодии новый оттенок без привлечения новых элементов. Например, консонансы или трезвучия создадут мягкое звучание, септаккорды джазовое, секунды и кварты современное звучание.

При использовании данных видов фактуры мы можем говорит, как о дублировании основной мелодии (вокальной или инструментальной линии), так и об исполнении вспомогательных мелодических линий — например, выдержанных нот (педалей).

3. Мелодия + аккомпанемент

Один из наиболее развитых вариантов фактуры. Так как мелодия находиться у вокала или инструмента, то струнные могут полностью сосредоточиться на аккомпанементе. (Кстати, если Вы не знакомы с базовыми видами аккомпанемента, то обязательно изучите мой курс по Аккомпанементу).

Здесь мы можем использовать все многообразие вариантов аккомпанемента — это и простейшие варианты типа, бас+ аккорд, арпеджио, арпеджио + педаль, бас + педаль+ арпеджио, фигурации и все их многообразие.

Простейший вариант с ритмической фигурацией это Show Must Go On

4. Вспомогательный мелодический голос

Здесь к аккомпанементу мы добавляем контрапункт к основной мелодии. Это может быть имитация, контрастный или подголосочный контрапункт.

При этом вспомогательный голос может в некоторых местах аранжировки перетягивать одеяло на себя и становиться лидирующим — например играть соло. Здесь нет никаких ограничений по диапазоны и художественным средствам. Вполне возможно проведение контрапункта в нижнем голосе или в средних голосах ( например, у виолончелей или альта)

5. 4х голосная фактура

Это вариант из задач по гармонии. По сути, каждый голос здесь самостоятелен и может дублироваться. Такое звучание будет достаточно насыщенным и может использоваться для создания хорального звучания, плотной фактуры. В целом же данная фактура является разновидностью аккомпанемента с тем лишь исключением, что реальных голос здесь должно быть 4, а не произвольное количество.

Хороший пример Вы можете услышать в композиции .Minstrel Hall (Bonus Track) тех же Balckmore Night

6. Контрапунктическая фактура

Здесь мы имеет 2 дополнительных мелодических голоса (наряду с аккомпанементом). Как Вы понимаете, создание такой партии требует не только таланта и интуиции:) Очень легко создать кашу, которая не будет звучать и мешать основной линии. С другой стороны если партию на основе такой фактуры построить правильно, то она способно значительно украсить основную линию и даже переосмыслить ее.

Итак, это 6 видов фактуры, которые Вы можете использовать в ваших аранжировках.

Также можно выделить еще 2 вида фактуры, о которых я здесь не сказал. Пишите Ваши ответы в комментариях. Сразу предупреждаю, что ответы здесь можно угадать только тщательно обдумав о каких вариантах фактуры я не сказал.
Небольшая подсказка – один из них очень простой, а второй очень сложный.

21.07.2020

12 комментарий (-ев) к статье "Аранжировка струнных (и не только) - виды фактур"

  1. Могу предположить следующее: полифония пластов (полифония целых частей) и гомофонно-полифонический склад (смешанная такая фактура получается).

  2. Денис,это круто!!!Ты супер!!!В тебе присутствует харизма!!!Спасибо тебе!!!Вот, что получилось от общения с тобой https://www.youtube.com/watch?v=uE3tpUBcs1M

  3. 1) Просто мелодия и контрапункт
    2) Какофония когда очень много мелодических линий не согласующихся между собой! 🙂

  4. Думаю, что это:
    1) монодия (одна мелодия, звучащая без сопровождения);
    2) полифония диссонирующих дублировок полифонических голосов и пластов.

  5. Думаю, что это:
    1) монодия;
    2) полифония диссонирующих дублировок и пластов.

  6. Может – 1. фактура типа мелодия + аккомпанирующий бас, типа “шагающего” баса в свинге, 2. полифоническая фактура.

  7. Может – 1) фактура мелодия + бас, как, например, “шагающий” бас в свинге; 2) полифоническая фактура.

  8. 1 Длинная пауза 🙂
    2 Остинато

  9. Дам подсказку) 2 вариант много кто угадал, а вот первый пока нет – хотя это очень просто)

  10. 1) полифония пластов
    2) сверхмногоголосие

    еще есть пуантилизм 🙂

  11. одна мелодия
    большой симфонический оркестр

  12. Ритмический аккомпанемент, рифф или просто бартоковское пиццикато выбранных долей?

Добавить комментарий для Денис Чуфаров Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Hide picture