Аранжировка струнных (и не только) — виды фактур

Приветствую Вас!

Совсем недавно я закончил серию уроков по аранжировке струнных. Из этих уроков Вы могли узнать о некоторых приемах создания партии струнных из готовой аккордовой прогрессии. Такой способ подходит для большинства вариантов аранжировки и композиции.
Однако если Вам необходимо добавить группу струнных к яркой, запоминающейся мелодии, то такой подход может не сработать, так как струнные должны играть именно « вокруг мелодии» и опора на гармонию здесь не всегда оправданна.

В любом случае Вы можете использовать следующие варианты фактур для получения новых идея аранжировки струнных на готовую мелодию. Также более полную информацию по этому вопросу Вы найдете в моем курсе по Аранжировке Струнных — который в данный момент готовиться к релизу.

Итак, выделяют следующие варианты оркестровки:

1. Унисон

Самый простейший вариант изложения. Все инструменты играют одну и ту же партию.
Проблема здесь может быть в нарушении баланса если мы говорим о мелодии высокой тесситуры. За исключением контрабаса, остальные инструменты скрипичной могут исполнять мелодии в одном диапазон, который однако не должен превышать ноту до второй октавы ( особенно это касается виолончели).

Особая разновидность данной фактуры это дублирование в октаву, что не нарушает баланса. При использовании октав в среднем и большом составе звучание становиться более объемным и слитным.

Пример унисонной фактуры — скрипка + гитара+ вокал

2. Одноэлементная фактура

Отличается от предыдущей фактуры только выбором интервалов. Здесь могут быть задействованы терции, сексты. В особых случай и диссонирующие интервалы. Здесь с помощью дублирования разными интервалами, можно придать мелодии новый оттенок без привлечения новых элементов. Например, консонансы или трезвучия создадут мягкое звучание, септаккорды джазовое, секунды и кварты современное звучание.

При использовании данных видов фактуры мы можем говорит, как о дублировании основной мелодии (вокальной или инструментальной линии), так и об исполнении вспомогательных мелодических линий — например, выдержанных нот (педалей).

3. Мелодия + аккомпанемент

Один из наиболее развитых вариантов фактуры. Так как мелодия находиться у вокала или инструмента, то струнные могут полностью сосредоточиться на аккомпанементе. (Кстати, если Вы не знакомы с базовыми видами аккомпанемента, то обязательно изучите мой курс по Аккомпанементу).

Здесь мы можем использовать все многообразие вариантов аккомпанемента — это и простейшие варианты типа, бас+ аккорд, арпеджио, арпеджио + педаль, бас + педаль+ арпеджио, фигурации и все их многообразие.

Простейший вариант с ритмической фигурацией это Show Must Go On

4. Вспомогательный мелодический голос

Здесь к аккомпанементу мы добавляем контрапункт к основной мелодии. Это может быть имитация, контрастный или подголосочный контрапункт.

При этом вспомогательный голос может в некоторых местах аранжировки перетягивать одеяло на себя и становиться лидирующим — например играть соло. Здесь нет никаких ограничений по диапазоны и художественным средствам. Вполне возможно проведение контрапункта в нижнем голосе или в средних голосах ( например, у виолончелей или альта)

5. 4х голосная фактура

Это вариант из задач по гармонии. По сути, каждый голос здесь самостоятелен и может дублироваться. Такое звучание будет достаточно насыщенным и может использоваться для создания хорального звучания, плотной фактуры. В целом же данная фактура является разновидностью аккомпанемента с тем лишь исключением, что реальных голос здесь должно быть 4, а не произвольное количество.

Хороший пример Вы можете услышать в композиции .Minstrel Hall (Bonus Track) тех же Balckmore Night

6. Контрапунктическая фактура

Здесь мы имеет 2 дополнительных мелодических голоса (наряду с аккомпанементом). Как Вы понимаете, создание такой партии требует не только таланта и интуиции:) Очень легко создать кашу, которая не будет звучать и мешать основной линии. С другой стороны если партию на основе такой фактуры построить правильно, то она способно значительно украсить основную линию и даже переосмыслить ее.

Итак, это 6 видов фактуры, которые Вы можете использовать в ваших аранжировках.

Также можно выделить еще 2 вида фактуры, о которых я здесь не сказал. Пишите Ваши ответы в комментариях, и первый правильно ответивший получит курс по Аккомпанементу в подарок. Сразу предупреждаю, что ответы здесь можно угадать только тщательно обдумав о каких вариантах фактуры я не сказал.
Небольшая подсказка — один из них очень простой, а второй очень сложный.

17.03.2020

11 комментарий (-ев) к статье "Аранжировка струнных (и не только) - виды фактур"

  1. Могу предположить следующее: полифония пластов (полифония целых частей) и гомофонно-полифонический склад (смешанная такая фактура получается).

  2. Денис,это круто!!!Ты супер!!!В тебе присутствует харизма!!!Спасибо тебе!!!Вот, что получилось от общения с тобой https://www.youtube.com/watch?v=uE3tpUBcs1M

  3. 1) Просто мелодия и контрапункт
    2) Какофония когда очень много мелодических линий не согласующихся между собой! 🙂

  4. Думаю, что это:
    1) монодия (одна мелодия, звучащая без сопровождения);
    2) полифония диссонирующих дублировок полифонических голосов и пластов.

  5. Думаю, что это:
    1) монодия;
    2) полифония диссонирующих дублировок и пластов.

  6. Может — 1. фактура типа мелодия + аккомпанирующий бас, типа «шагающего» баса в свинге, 2. полифоническая фактура.

  7. Может — 1) фактура мелодия + бас, как, например, «шагающий» бас в свинге; 2) полифоническая фактура.

  8. 1 Длинная пауза 🙂
    2 Остинато

  9. Дам подсказку) 2 вариант много кто угадал, а вот первый пока нет — хотя это очень просто)

  10. 1) полифония пластов
    2) сверхмногоголосие

    еще есть пуантилизм 🙂

  11. одна мелодия
    большой симфонический оркестр

Оставить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.