• Корзина пуста.

Учимся аранжировке. Введение

Бесплатный видеокурс по аранжировке https://study-music.ru/arranging

Этим уроком начинаю серию статей и видеоуроков, представляющих собой краткий обучающий курс по основам аранжировки, который даст ответ на этот и многие другие вопросы, с которыми сталкивается музыкант, решивший стать аранжировщиком.

Поскольку объем данного курса будет ограничен 10-15 уроками, то здесь будут затронуты только общие основы и приемы аранжировки, необходимые для того, чтобы начать свой путь в этом замечательном искусстве. Однако предполагается, что Вы уже имеете некоторое представление о вопросах композиции, инструментовки, формообразования (или прошли один из моих курсов). Поэтому о них я буду упоминать лишь косвенно.

Все приемы, которые будут рассматриваться, охватывают максимально возможное количество стилей (за редким исключением), поэтому информация будет полезна широкому кругу музыкантов.

Понятие аранжировка происходит от французского слова arranger, которое означает “приводить в порядок”. А музыкант создающий аранжировки соответственно называется аранжировщиком:)

Само по себе искусство аранжировки находится где-то посередине, между инструментовкой (оркестровкой) и композицией.

В чем разница?

Инструментовка предполагает переложение уже законченного произведения для другого инструмента (или ансамбля). Правила инструментовки довольно просты, их может освоить каждый. По сути, это ремесло, которое не требует наличия таланта композитора, а только знание необходимых формул.

Композиция – это сочинение музыки. И это, по всей видимости, самое условное определение в музыкальном знании, потому что, исходя из него, композитором можно считать и дворового поэта самоучку, написавшего 100500 песен под три аккорда и Шостаковича. Тем не менее, композиция предполагает создание музыки из ничего. Однако композитора никто не обязывает сочинять музыку в том или ином виде, он не ограничен в выборе выразительных средств.

Теперь представим такую картину: композитор сочинил песню и записал ее на ноты примерно в таком виде:

По такой записи не понятно, какой состав должен исполнять такую музыку, в каком стиле она должна быть изложена, какая форма, даже гармония в таком не может быть использована для исполнения.

Задача аранжировщика решить все эти задачи и аранжировать песню.

Аранжировщик музыки (англ. arranger) — музыкант, обладающий композиторскими навыками, который обрамляет мелодию в музыкальную фактуру. Взяв за основу одно-двух голосную мелодию с обозначенной гармонией, созданную композитором,  аранжировщик сочиняет партии для всех инструментов, начиная с ударных и заканчивая струнной группой оркестра.

Также аранжировщик может менять гармонию, форму и даже мелодию. Всё зависит от функциональности этих элементов, изначально заложенной композитором. Например, если мелодия песни не является якорем (т.е. яркой запоминающейся), то аранжировщик может заменить ее на более выразительную, сохраняя образный строй произведения. От музыкального вкуса и таланта аранжировщика целиком зависит стилевое направление и убедительность звучания музыкального произведения. Многие композиторы самостоятельно аранжируют свои произведения, с целью, как можно точнее реализовать задуманную идею.

Буквально еще 10 лет назад работа аранжировщика состояла в записывании всех партий в партитуру, после чего музыканты разучивали ее и только тогда аранжировщик мог оценить свою работу.

Сегодня работа аранжировщика напрямую связана с компьютером. Не нужно ждать месяцы репетиций, когда музыканты разучат композицию. Достаточно написать миди партию и вы сможете слушать Вашу аранжировку в любой момент.

Исходя из этого, я буду использовать двойной подход при объяснении нотации. Стандартный нотный и миди-piano roll. Такой подход позволит Вам с легкостью перейти с нотной записи на компьютер и наоборот.

Почему важно уметь записывать Ваши аранжировки нотами. Для начал прочитайте статью о необходимости знать теорию .

Дело в том, что работа в секвенсорах воспитала уже, наверное, целое поколение музыкантов, которые не могут создать аранжировку на нотном листе или в голове. Это также плохо, как группа, которая не может создать аранжировку в отрыве о своих инструментах. Аранжировка это свободное искусство, которое не терпит ограничений, поэтому в качестве упражнения делайте иногда работу на нотном листе, и Вы удивитесь тому, какие неожиданные решения это принесет.

Роль аранжировки в современной музыке сложно переоценить, существует невообразимое количество стилей и приемов аранжировки . Есть целые направления музыки, в которых отсутствие аранжировки  невозможно, т.е., по сути,  аранжировка в такой музыке первична и, как правило, может появиться раньше музыки и слов (например, хард-рок,trash и т.п.).

Перед тем как начать, посмотрим на основные элементы аранжировки. Начинающему аранжировщику достаточно научиться работать с четырьмя из них

  1. Создание ритмической основы (работа с ритм секцией)
  2. Выстраивание линии баса
  3. Работа с мелодией
  4. Работа с гармонией

В рамках этого курса данный направления будут приоритетными.

2 комментарий (-ев) к статье "Учимся аранжировке. Введение"

  1. Здравствуйте!
    Ищу аранжировщика для общения на солидном музыкальном форуме.
    Если отзоветесь – сообщу о себе в подробностях.
    С уважением
    Waldemar

  2. СКИНЬТЕ ЕМЕЙЛ СКИНУ ПЕСНИ

Оставить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Hide picture