Chord Scale теория – фундаментальная концепция современной музыки описывающая теорию и практику применения ладов в контексте гармонии. Основная задача теории это раскрытие потенциала ладов и поиск соответствия ладов и аккордов. Данная система окончательно сформировалась в 70е годы XX века и является общепринятой в среде музыкантов, работающих в таких стилях как, джаз, фьюжн, джаз-рок, арт-рок, прогрессив.
Данный метод является более прогрессивным и цельным, в отличие от ранних методов, основанных на использовании звуков аккорда и арпеджио, в качестве отправной точки для обыгрывания последовательности. Отличие системы от классической школы состоит в первую очередь в восприятии диссонанса.
Классическая гармония и мелодика рассматривает диссонанс, как некий чуждый гармоничному звучанию элемент, который обязательно должен быть разрешен в консонанс, что, в свою очередь, позволяет анализировать многие мелодии, просто представляя их как последовательность аккордовых или неаккордовых звуков.
В системе CST диссонанс, как таковой не существует. Есть только звуки, которые отлично согласуются с аккордом в большинстве случаев и звуки, который можно использовать только при особых условиях (их также называют избегаемыми звуками).
Основная особенность CS это концепция аккордоцентричности, то есть каждый новый аккорд рассматривается как временная тоника, а не часть аккордовой последовательности в одной тональности.
Например, последовательность аккордов блюза C7 F7 G7 можно обыграть одной пентатоникой от ноты C. То есть, при таком подходе смена аккордов не отслеживается сменой лада.
В CST же каждому аккорду соответствует своя гамма, которая сопоставлена с примой данного аккорда. Например, в той же блюзовой последовательности на каждый септаккорд будет использован свой миксолидийский лад. Для аккорда C7 – C миксолидийский, для F7- F миксолиидийский, для G7 – G миксолидийский. У всех этих ладов разный набор звуков.
Стандартный набор ладов, которые рассматриваются CST включает в себя:
- Мажор и его обращения (натуральные лады)
2. Мелодический минор и его обращения
3. Пентатоники (натуральные и блюзовые)
4. Искусственные лады (уменьшенный, увеличенный)
5. Лады бибопа
Также могут быть в включены гармонические разновидности ладов и их обращения, а также более редкие лады.
Ноты лада могут быть получены путем превращения аккорда в лад. Например, если мы возьмем аккорд C13, то 7 звуков этого аккорда дадут нам миксолидийский лад.
Также ноты лада могут быть получены путем заполнения терцовых или других интервалов составляющих аккорд. Так как терция может быть большая и малая, то появляются варианты заполнения.
Для малой терции это может быть:
- 1 шаг на малую секунду
2. 1 шаг на большую секунду
3. 2 хроматических хода
Для большой терции:
- 1 шаг на малую секунду
2. 1 шаг на большую секунду
3. 1 шаг на малую терцию
4. 1 шаг на малую секунду + 1 шаг на большую
5. 1 шаг на большую + 1 шаг на малую
6. 2 шага по малым секундам
7. 3 хроматических шага
Минимальный набор ладов, который является базовой CST равен 21 ладу, что не исчерпывает все лады, но позволяет обыграть большинство аккордов в современной музыке.
Большая часть учебников по CST рассматривает в качестве базового лада натуральный мажор и сопоставляет лады с аккордами по простому принципу: прима аккорда равна тонике лада, который ему соответствует. Но также существуют и более экзотические подходы, например метод Пэта Мартино, основанный на работе с дорийским ладом или Лидийская Хроматическая Концепция Джорджа Расселла, которая рассматривает в качестве базового лидийский лад.
CST предоставляет музыкантам готовые варианты для обыгрывания аккордов и позволяет избежать долгих поисков подходящих звуков, но плюсы системы с другой стороны являются одновременно её минусами, так как, привыкая мыслить одним аккордом, музыкант может забыть о том, что гармоническое движение всегда имеет определенную направленность. Для избавления от этого недостатка необходимо уже на этапе освоения CST мыслить блоками гармонии, работающими в одной тональности, то есть видеть не только текущий аккорд, но и планировать согласованность линии со следующими аккордами последовательности.
Также CST не учитывает другие распространенные приемы обыгрывания аккордов, такие как проходящие, вспомогательные звуки, опевания. Поэтому освоение современного музыкального языка возможно только в контексте работы над всеми приемами создания мелодической линии.
Полный курс по системе CST http://studymusic.autoweboffice.ru/?r=ac&id=369
0 комментарий (-ев) к статье "Что такое Chord Scale Theory"