• Корзина пуста.

Что такое Chord Scale Theory

Chord Scale теория – фундаментальная концепция современной музыки описывающая теорию и практику применения ладов в контексте гармонии. Основная задача теории это раскрытие потенциала ладов и поиск соответствия ладов и аккордов. Данная система окончательно сформировалась в 70е годы XX века и является общепринятой в среде музыкантов, работающих в таких стилях как, джаз, фьюжн, джаз-рок, арт-рок, прогрессив.

Данный метод является более прогрессивным и цельным, в отличие от ранних методов, основанных на использовании звуков аккорда и арпеджио, в качестве отправной точки для обыгрывания последовательности. Отличие системы от классической школы состоит в первую очередь в восприятии диссонанса.

Классическая гармония и мелодика рассматривает диссонанс, как некий чуждый гармоничному звучанию элемент, который обязательно должен быть разрешен в консонанс, что, в свою очередь, позволяет анализировать многие мелодии, просто представляя их как последовательность аккордовых или неаккордовых звуков.

В системе CST диссонанс, как таковой не существует. Есть только звуки, которые отлично согласуются с аккордом в большинстве случаев и звуки, который можно использовать только при особых условиях (их также называют избегаемыми звуками).

Основная особенность CS это концепция аккордоцентричности, то есть каждый новый аккорд рассматривается как временная тоника, а не часть аккордовой последовательности в одной тональности.

Например, последовательность аккордов блюза C7 F7 G7 можно обыграть одной пентатоникой от ноты C. То есть, при таком подходе смена аккордов не отслеживается сменой лада.

Chord Scale Theory (CST) что это?, изображение №1

В CST же каждому аккорду соответствует своя гамма, которая сопоставлена с примой данного аккорда. Например, в той же блюзовой последовательности на каждый септаккорд будет использован свой миксолидийский лад. Для аккорда C7 – C миксолидийский, для F7- F миксолиидийский, для G7 – G миксолидийский. У всех этих ладов разный набор звуков.

Chord Scale Theory (CST) что это?, изображение №2

Стандартный набор ладов, которые рассматриваются CST включает в себя:

  1. Мажор и его обращения (натуральные лады)

2. Мелодический минор и его обращения

3. Пентатоники (натуральные и блюзовые)

4. Искусственные лады (уменьшенный, увеличенный)

5. Лады бибопа

Также могут быть в включены гармонические разновидности ладов и их обращения, а также более редкие лады.

Ноты лада могут быть получены путем превращения аккорда в лад. Например, если мы возьмем аккорд C13, то 7 звуков этого аккорда дадут нам миксолидийский лад.

Chord Scale Theory (CST) что это?, изображение №3

Также ноты лада могут быть получены путем заполнения терцовых или других интервалов составляющих аккорд. Так как терция может быть большая и малая, то появляются варианты заполнения.

Для малой терции это может быть:

  1. 1 шаг на малую секунду

2. 1 шаг на большую секунду

3. 2 хроматических хода

Chord Scale Theory (CST) что это?, изображение №4

Для большой терции:

  1. 1 шаг на малую секунду

2. 1 шаг на большую секунду

3. 1 шаг на малую терцию

4. 1 шаг на малую секунду + 1 шаг на большую

5. 1 шаг на большую + 1 шаг на малую

6. 2 шага по малым секундам

7. 3 хроматических шага

Chord Scale Theory (CST) что это?, изображение №5

Минимальный набор ладов, который является базовой CST равен 21 ладу, что не исчерпывает все лады, но позволяет обыграть большинство аккордов в современной музыке.

Большая часть учебников по CST рассматривает в качестве базового лада натуральный мажор и сопоставляет лады с аккордами по простому принципу: прима аккорда равна тонике лада, который ему соответствует. Но также существуют и более экзотические подходы, например метод Пэта Мартино, основанный на работе с дорийским ладом или Лидийская Хроматическая Концепция Джорджа Расселла, которая рассматривает в качестве базового лидийский лад.

CST предоставляет музыкантам готовые варианты для обыгрывания аккордов и позволяет избежать долгих поисков подходящих звуков, но плюсы системы с другой стороны являются одновременно её минусами, так как, привыкая мыслить одним аккордом, музыкант может забыть о том, что гармоническое движение всегда имеет определенную направленность. Для избавления от этого недостатка необходимо уже на этапе освоения CST мыслить блоками гармонии, работающими в одной тональности, то есть видеть не только текущий аккорд, но и планировать согласованность линии со следующими аккордами последовательности.

Также CST не учитывает другие распространенные приемы обыгрывания аккордов, такие как проходящие, вспомогательные звуки, опевания. Поэтому освоение современного музыкального языка возможно только в контексте работы над всеми приемами создания мелодической линии.

Полный курс по системе CST http://studymusic.autoweboffice.ru/?r=ac&id=369

21.08.2021

0 комментарий (-ев) к статье "Что такое Chord Scale Theory"

Оставить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Hide picture