В этой статье Вы познакомитесь с базовыми понятиями динамики, узнаете наиболее популярные обозначения и способы динамической работы, а также ошибки и проблемы с которыми сталкиваются начинающие музыканты.
Что такое динамика в целом?
Если обратиться к этимологии слова динамика, то мы узнаем, что от греч. δύναμις — сила, мощь.
О какой силе идет речь в применении к музыке?
Конечно же о силе звука, одном из 4 параметров музыкального звука в целом. ( Все 4 параметра звука рассматриваются здесь)
Cила звука в свою очередь влияет на громкость звука, так как чем сильнее мы дергаем струну, или ударяем по клавише фортепиано, тем сильнее амплитуда колебаний звучащего тела и больше его громкость.
Однако не все так просто, как кажется на первый взгляд. И громкость звука сама по себе мало что значит для исполнителя.
Важно уметь работать с громкость и самое главное иметь широкую палитру динамических оттенков, которые вы можете воспроизводить на вашем инструменте.
Под динамическими оттенками музыканты чаще всего подразумевают относительную систему обозначения громкости, которую можно встретить в нотных обозначениях.
Самая простая схема выглядит следующим образом.
p ( piano – пиано) – тихо
f ( forte – форте) – громко
Остальные обозначения являются производными от них
pp – пианиссимо – очень тихо
mp – меццо пиано – не очень тихо
mf меццо форте не очень громко
ff – очень громко
Как видите, шкала достаточно относительна и порой отличить mp от mf практически невозможно.
Именно поэтому данные обозначения называются обозначениями относительной громкости.
Понятно, что форте на гитаре и форте на фортепиано это совершенно разные громкости.
Сравнительная таблица громкости в децибелах без привязки к инструменту.
fff | Форте-фортиссимо — самое громкое | 100 фон | 88 сон |
ff | Фортиссимо — очень громкое | 90 фон | 38 сон |
f | Форте — громкое | 80 фон | 17,1 сон |
p | Пиано — тихое | 50 фон | 2,2 сон |
pp | Пианиссимо — очень тихое | 40 фон | 0,98 сон |
ppp | Пиано-пианиссимо — самое тихое | 30 фон | 0,36 сон |
Первый этап освоения динамики на вашем инструмента это научиться играть форте и пиано, без плавных переходов.
Затем вы можете попробовать играть сначала pp, затем сразу ff. Обратитесь к профессиональному педагогу для получения эффектных упражнений по освоению динамики.
Одна из самых распространенных ошибок среди начинающих музыкантов это отсутствие работы над динамикой. Все, что они играют звучит не очень тихо и не очень громко. Такой подход обедняет музыку и ее выразительность и конечно же должен быть искоренен на самых первых этапах занятий.
Нужно учиться играть во всех возможных динамических диапазонах.
Следующий важный элемент динамики в музыке это градации, то есть переход от одного уровня динамики к другому.
По сути, любая музыкальная фраза строиться на использовании плавного изменения динамики и очень редко все ноты играются на одной громкости.
Для обозначения явных изменений динамики используются обозначения
cresc. и dim. или усиливая и ослабляя
Также в нотах используются вилочки, для обозначения увеличения или уменьшения громкости:
Резкие изменения громкости
sf или sfz – внезапно громко или резкий акцент
Также встречается обозначение fp (forte piano) оно значит «громко, затем сразу тихо»;
sfp (sforzando piano) указывает на сфорцандо с последующим пиано.
Также в нотных обозначениях встречаются акценты, который выставляются над отдельной нотой, что указывает на их динамическое выделение в сравнении с окружающими звуками. Сила акцента может варьироваться от едва уловимого изменения, до очень острой атаки. На картинке изображения акцента 3 и 4.
В джазе можно очень часто встретить деакцентирование или ghost ноты. Это ноты, которые записываются взятыми в скобки и практически не играемые или играемые на минимальной динамике.
Такие звуки позволяют сохранять пульсацию и являются важным признаком стиля.
Важно отметить, что динамика отвечает за эмоциональность музыки, а также значительно влияет на фразировку, так как агогика практически всегда опирается на правильную работу с динамикой.
Понаблюдайте за вашей речью и речью других людей и попробуйте мысленно записать их динамику. Вы услышите, что речь любого человека меняется динамически в зависимости от эмоций. Дежурные фразы мы произносим mf, когда взволнованы мы можем говорить громкой, с крещендо к важным словам. Когда спор в разгаре участники могут быть на ff, а к концу спора затихнуть.
Шепот это pp или даже ppp, что очень часто связано с тайнами или секретами, которые мы хотим поведать другим людям.
Все, что нужно для освоения динамики это перенести динамику живой речи в вашу игру.
Слушайте других музыкантов обращая внимание на динамику – ведь именно здесь скрыта большая часть секретов успешного исполнения.
Один из популярных приемов работы с динамикой это эффект эха, при котором фраза повторяется тише или наоборот громче. Современные музыканты применяют этот прием к ударам по малому барабану или проведению темы.
Такой контраст динамики также очень характерен для музыки эпохи барроко.
В те времена градиентные переходы были не так популярны, как сегодня – поэтому основной прием работы над динамикой состоят в сопоставлении тихих частей громким и наоборот.
Углубляясь в природу динамики звука вернемся к началу статьи.
2 простые градации звука это тихо и громко.
Но если взять крайности, то можно говорить о полной тишине ( пауза тоже музыка) и максимальной громкости.
Это область, которая требуется тщательного изучения на инструменте. Попробуйте найти самый тихий звук, который можно извлечь.
Когда появляется переход от тишины к звуку? Такой процесс может быть подобен медитации.
Или самый громкий звук – можете ли вы сделать самое громкое форте еще более громким?
Подобно тому, как художники различают десятки оттенков цветов, музыканты учатся различению тончайших оттенков динамики.
В начале пути вы слышите только громко и тихо. Затем начинаете улавливать переходы и оттенки форте, пиано, акценты, ghost ноты.
В идеале звуковой поток будет восприниматься вами, как бесконечные волны звуковой динамики переходящие от форте к пиано и наоборот.
Как видите, динамика это простая и в тоже время сложнейшая для освоения часть музыки. Несложно понять виды музыкальной динамики и ее переходы, но гораздо сложнее научиться слышать и исполнять эти переходы.
Используйте идеи изложенные в этой статье, а также внимательно читайте указания композиторов, ведь их задача максимально точно и однозначно указать вам на все динамически изменения, которые нужно соблюдать для создания максимально точной интерпретации.
Для музыкантов исполняющих рок, джаз и любую другую современную музыку важно учится слышать динамику, так как в нотах она не выписывается, но неизменно присутствует в любой композиции, так как музыка невозможна без динамики!
0 комментарий (-ев) к статье "Динамика в музыке"