Продолжаем разговор о фактуре и ее элементах. Я уже упоминал ранее о дублировках и их сочетании с фигурацией. Поскольку дублировки очень распространены в аранжировке рассмотрим более детально эту часть музыкальной фактуры.
В узком смысле под дублировкой понимают удвоение мелодии каким-либо интервалом или аккордом. Однако в инструментовке к дублировкам относят также любую орнаментику которая основана на мелодии, а также любое сочетание нескольких дублировок разного вида.
Дублировки применяются в первую очередь в главном голосе,однако вполне могут быть применимы к любому мелодическому голосу. Дублирование баса и гармонических голосов возможно только в октаву (за редким исключением возможно дублирование в квинту).
В джазе распространён особый тип дублировки называемый ленточным многоголосием (параллельное движение трезвучиями или септаккордами).
Дублировки различают по двум критериям:
1)интервальное или аккордовое удвоение мелодии
2) постоянство и переменность дублировки
Второй пункт имеет несколько вариантов, мелодия может дублироваться:
строго в один интервал (например в квинту)
с чередованием интервалов
Точное дублирование без поправки на тональность называется реальным, а с поправкой на тональность – тональным.
Как правило реальные дублировки имеют модальное звучание и звучат более напряжённо, но тонально неопределённо.
Наиболее распространённые типы дублировки:
октавная
Используется для усиления звучания,не вносит новых красок. Кварто-квинтовые (чистые и смешанные)
Создает особое неповторимое звучание. Квинтовые дублировки создают пустое звучание (распространены в рок-музыке). Квартовые звучат напряженно (очень часто применяются у King Crimson). Терцовые и секстовые
Создают тонально определенное, светлое звучание (терцовое дублирование штамп в Heavy Metal)
В современном контексте также применяются диссонантные дублировки в септиму, секунду, нону
Пример дублировки в септиму и уменьшенную октаву
Частным случаем полиинтервальной дублировки может служить политональная, то есть дублировка, при которой голоса движутся в разных тональностях.
Все вышесказанное применимо и к аккордовым дублировкам
Пример дублировки квинтовыми аккордами:
Еще один вид дублировки распространненый в джазе и роке можно назвать ритмической дублировкой.
В данном типе дублировке голоса находятся в одной тональности и играют один и тот же ритм, но разные мелодии. В отличии от полиинтервальной дублировки, логика движения голосов в ритмической опирается на лад. В данном случае дублировку иногда сложно отделить от подголосочной полифонии.
Также распространенным типом дублировки в джазовой аранжировке является игра блокаккордами
Игра блокаккордами основана на принципах блокировки – т.е. октавного усиления верхнего звука аккорда. Блокаккорды распространены в пятиголосье. Пример:
За счет октавного замыкания, в блокаккордах очень часто образуются секунды в верхних голосах. Это наиболее распространённые типы дублировок, встречающиеся в самых разнообразных стилях музыки.
]]>
0 комментарий (-ев) к статье "Фактурный рисунок голосов. Дублировки"