• Корзина пуста.

Джазовая гармония (часть 2). Джазовые последовательности аккордов

В этой части рассмотрим аккорды и джазовые последовательности аккордов.

Первая часть статьи про джазовую гармонию

Продолжая исследования функциональности аккордов в джазе, мы придем к тем же функциям, что и в классической музыке, несмотря на то, что основа джазовой гармонии это септаккорды.

Тонический аккорды в джазе это maj7, может быть заменен близкими по функциональности аккордами IIIm7 и Vim7. Здесь нужно понимать, что для джазмена аккорд Cmaj7 это всего лишь показатель функциональности. Нет никаких преград для того, чтобы добавить к нему нону и получить Cmaj9 или добавить сексту и получить Cmaj7/6. Аккорды Cmaj9 содержит в себе полностью все звуки Em7, а Cmaj7/6 все звуки Am7.

Если посмотреть на эти аккорды с позиции тяготения ступеней, то очевидно, что Am7 более стабилен по звучания, во-первых, как тоника параллельного минора, во-вторых, как аккорд без сильных тяготений, в отличие от Em7, который содержит 2 неустойчивых ступени 2 и 7.

Для замены базового аккорда субдоминанты используем септаккорд второй ступени Iim7 это тоже не новый подход. Из курса классической гармонии известно, что Бетховен использован субдоминанту в виде трезвучия или септаккорда второй ступени гораздо чаще, чем трезвучие 4 ступени. Септаккорд второй ступени содержит в своем составе 3 неустойчивые ступени и является основной базового оборота джаза II-V, в котором заменяет субдоминанту. И получается, что если для классической гармонии нормативное движение это трезвучия SD или IV-V или FG в до мажоре, то для джазовой гармонии основа это движение Iim7-V7 или Dm7-G7 в до мажоре.

Доминантовая функция

Основа доминантового звучания это тритон между 4 и 7 ступенями мажорного лада. Таким образом, любой аккорд содержащий этот тритон мы логично можем отнести к доминантовой функции. Из курса классической гармонии мы знаем, что доминантовую функцию в чистом виде может выполнять также трезвучие 7 ступени. Но в джазовой гармонии такой подход не применяется и септаккорд 7 ступени, который является полууменьшенный для мажора, не используется в качестве доминантовой функции. Для джазовой гармонии характерно квартовое движение баса от доминанты к тонике. Поэтому основной аккорд доминанты это 7 или sus.

Таким образом получили 3 аккорда для тоники I, III, VI

2 аккорда для субдоминанты – IV, II

1 аккорд для доминанты – V

Прогрессии аккордов

Попробуем проанализировать природу аккордовых прогрессий. Используя для этих целей явления из жизни, мы можем предположить, что если какие-то элементы (аккорды) находятся в движении, то они могут проходить несколько стадий:

1) Начало движения – импульс

2) Собственно само движение – прогрессию

3) Нарушение движения — регрессия

4) Завершение – разрешение

Основа джазовой гармонии диатонические прогрессии, то есть движение аккордов внутри тональности. Несмотря на то, что в музыке существует очень большое количество вариантов движения, в джазе их количество ограничено и подчинено определенным принципам. Например, многие последовательности начинаются с тонического септаккорда, а заканчиваются какой-либо разновидностью каданса типа II-V и его вариациями.

Поступенное движение

Самый простой вариант взаимодействия аккордов похож на движение по гамме. По сути, у нас есть только 4 варианта движения – на малую или большую секунду вниз и на малую или большую секунду вверх. При этом в диатонике количество таких движений ограничено двумя, одно вверх и одно вниз. Например, Cmaj7 – Dm7 и Сmaj7 – Bm7b5. Септаккорды расположенные в секундовом соотношении имеют один общий звук, который при соединении аккордов может оставаться на месте, а может двигаться в параллельном движении с остальными голосами в направлении противоположном басовому голосу. При секундовом движении мы всегда будем переходить в другую функцию аккорда, то есть нельзя при секундовом движением оставаться в рамках одной функциональной группы. Именно поэтому секундовое движение аккордов используется для подчеркивания характерных особенностей лада или выявления тональности.

Любые варианты движения в таких парах можно описать, как фазу в развитии прогрессии. Например:

Движение от Imaj7 к IIm7 – смена устойчивой функции неустойчивой. Это фаза движения. Мы не можем завершить прогрессию на IIm7 так как она направляет движение дальше

Движение от IIm7 к IIIm7 – S-T. Похоже на разрешение, но как мы знаем 3 ступень не может полностью заменить тонику, поэтому здесь мы имеем дело с фазой возврата к толчку, открытая тоника. Это разрешение, но имеющее тенденцию к дальнейшему движению.

Движение IIIm7 к IVmaj7 — опять же движение от тонике к субдоминанте, но движение от открытой тоники направленной вперед, стремительная сила здесь больше, что может привести к доминированию 4 ступени, как временной тоники. Фаза развития, движения

IVmaj7 к V7 – классический вариант движения от нестабильного к максимально неустойчивому аккорду.

V7 к VIm7 – прерванный оборот, неустойчивый аккорд разрешается в устойчивый, но не в настоящую тонику, а в ее заменитель, что сдерживает движение, но не дает ощущение полной остановки.

VIm7 – VIIm7b5 – в джазе не встречается, так как создает ощущение отклонения в минорную тональность и находится за пределами функциональных связей, тоже в джазовой гармонии относится к движению VIIm7b5 – Imaj7

Естественно, что кроме восходящий у нас есть нисходящие пары аккордов.

Движение от IIm7 к Imaj7 дает нам ощущение полного разрешения от нестабильной функции к максимально стабильной. Остановка в прогрессии

От IIIm7 к IIm7 движение от мало стабильной тоники к еще более нестабильной субдоминантовой функции создает фазу движения

От IVМaj7 к III 7 похоже на первое движение, но разрешение не полное, частичное, что объясняется характером звучания септаккорда 3 ступени.

V7 к IVmaj7 – на западе называется регрессия, движение против течения. Максимально нестабильный аккорд переходит в нестабильный аккорд

Движение от VI к V похоже на движение от тоники к доминанте, создает инерцию гармонического движения и соответственно движения от 7 ступени и к 7 в джазе также не применяются.

Продолжение следует…

Курс по современной гармонии https://study-music.ru/harmony-advanced/

09.01.2021

1 responses on "Джазовая гармония (часть 2). Джазовые последовательности аккордов"

  1. Спасибо за дополнительную идею динамики поступенных аккордовых движений!

Добавить комментарий для jazzman1945 Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Hide picture