• Корзина пуста.

Эллипсис или гармоническое безумие

Я уже довольно много писал и говорил о гармонии,но до сегодняшнего дня большая часть информации, которую я выдавал была ориентированна на начальный и средний уровень (за редким исключением).

Однако сам я очень часто постигал какие-либо вещи отталкиваясь от самого сложного,что мог найти по какой-либо теме. Возможно это не совсем верно педагогически,но тем не менее, видеть,то куда ты идешь в плане знаний очень полезно.

Итак, к чему я все это?

Просто сегодня я решил написать статью об одном из самых сложных аспектов гармонии.

В любом учебнике это будет ближе к концу:)

Даже если Вы чего-то не поймете, то все равно попробуйте дочитать до конца, как бы сложно это не было.

Я же постараюсь описать все как можно проще.

Начнем с определения

Эллипсис (пропуск, выпадение) образуется от замены ожидаемого аккорда каким-либо другим аккордом, который не является непосредственным функциональным следствием первого аккорда.

Это оборот в тональной музыке, в котором аккорды следуют друг за другом исходя из голосоведения, а не основываясь на функциональных связях.

Теперь попроще.

По сути, эллипсис это нарушение движения аккордов по кругу функций T-S-D.

Однако здесь не все так просто. Поскольку эллиптические обороты используются чаще всего для модулирования и отклонений, то вместо подразумеваемой функции одной тональности, будет использована другая. Например, аккорд С мажор в тональности до-мажор это тоника, а в тональности F это доминанта: поэтому после аккорда С должен идти не F (ожидаемая функция), а например Db (то есть  tsVI для фа).

Свойства эллиптических оборотов:

  • Эллипсис очень часто приводит к обходу тоники,что способствует текучести и общей неустойчивости музыки
  • Встречается только в условиях плавного движения голосов
  • функциональность эллиптических последовательностей определяется по обстоятельствам и может быть не явной
  • Эллипсис очень близок энгармонизму и секвентности. Их взаимодействие можно увидеть на примере цепочек доминант.
  • Эллипсис близок к энгармоническим модуляциям
  • Прерваные кадансы и обороты являются эллипсисами

Эллиптические обороты делятся на две большие группы: внутритональные и модулирующие.

Внутритональные делятся на две группы:

1. Последовательности аккордов в которых нарушено функциональное тяготение данного лада. не приводящие к переменности:

В первом примере использован ход DS. Здесь вместо ожидаемого аккорда первой ступени появляется трезвучие второй ступени.
2. Последовательности в которых побочные доминанты или субдоминанты разрешаются не в их тоники, а в другие аккорды той же функции главной тональности.

В этом примере доминанта ля-минора,не разрешается в свою тонику (которая является S тональности),а эллиптически переходит в аккорд второй ступени, который также выполняет функцию S т.е. переход произошел в ту же функцию, что и ожидалась.

Также в этом обороте сохранена основная идея эллипсиса – связь по голосоведению. Обратите внимание на выдержанные голоса.

Еще пример эллипса.

Модулирующий эллипс

Эта разновидность эллипса, как понятно из названия. служит для создания внезапных модуляций. Как правило, это происходит за счет столкновения двух неустойчивых аккордов разной тональности,которые соединяются плавным голосоведением.

Рассмотрим пример

В данном пример сопоставляются два аккорда. Первый это септаккорд второй ступени в A миноре, а второй это доминантсептаккорд Eb минора, эти аккорды никак функционально не связаны, кроме голосоведения.

Можно выделить 4 вида столкновения неустойчивых аккордов

Столкновение D первой с  D второй

Столкновение  D и S

Столкновение    S и S

и S c D

Поскольку в эллиптических оборотах функциональность не играет роли, данная классификация нужна для обобщения большого количества вариантов модулирования.

в примере представлены все четыре варианта модулирующих эллипсов

Поскольку данный вид модуляций относится к внезапным. то для связи могут использоваться только далекие тональности (не первой степени родства).

В следующей части я расскажу о использовании эллиптических оборотов в секвенциях и о цепочке доминант в эллипсисе.

26.03.2020

5 комментарий (-ев) к статье "Эллипсис или гармоническое безумие"

  1. хорошо б если бы миди-файлы к тексту прилагались, как в статьях на 7нот.ру . Пользы было бы больше, материал уж очень интересный )… и благодарных читателей тоже 😉

  2. Я уже об этом задумался)Попробую сделать миди и аудио

  3. Помнится по гармонии тему сдавал. Надо было найти у Цфасмана(?) в неудачном свидании этот самый эллипсис

  4. Теперь буду знать как это называется. Если правильно понял-это как у Бородина в песне девушек?

  5. Тема очень даже! Спасибо Денис. Вот с MIDI и Audio было бы действительно классно… или простой проект в Cubase.

Оставить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Hide picture