Хроматическая гамма, в отличие, от традиционных мажора и минора имеет практически неограниченное количество вариантов гармонизации. Как я уже писал ранее, существует 6 видов хроматической гаммы. Следовательно есть как минимум 6 способов гармонизации хроматической гаммы (на самом деле их гораздо больше, но поняв основные принципы, Вы сможете поэкспериментировать в создании индивидуальных способов гармонизации).
Что такое гармонизация гаммы?
Поскольку я еще не рассматривал гармонизацию гаммы, то начну с этого. Гармонизацией называется процесс подбора (если можно так сказать) аккордов к какому-либо ладу, на основе заранее отобранных условий. Для любого лада существует много вариантов гармонизации.
Классическими являются гармонизация трезвучиями и септаккордами. Также гамму можно гармонизовать квартаккордами и т.д.
Рассмотрим различные виды гармонизации хроматической гаммы.
Первый вид хроматики – это модуляционная хроматика.
Поскольку этот вид хроматической гаммы основан на непрерывном модулировании, то наиболее простым способом гармонизации будет такой: каждая диатоническая ступень принимается за тонику и гармонизуется тоническим аккордом своей тональности, а вводная в нее хроматическая ступень доминантовым (трезвучием или септаккордом).
Обратите внимание, что каждой ступени здесь соответствует диатонический аккорд (то есть аккорды соответствуют мажорной гамме). Однако можно каждую ступень гармонизовать мажорным трезвучием:
или минорным:
Такие типы гармонизаций направлены на выявление субсистемной хроматики.
Также модуляционную хроматику можно гармонизовать принимая ступень за терцию или квинту аккорда, например так:
Здесь каждая диатоническая ступень представлена как терция аккорда. В качестве доминанты используются альтерационные и уменьшенные септаккорды
Вводотоновая хроматика гармонизуется как обычная гамма, только каждый хроматический звук при этом может попадать на разные аккорды.
Альтерационная хроматика подразумевает различные альтерации, как правило без разрешения в близлежащий тон, т.е. по сути имеет гармоническое,а не мелодическое происхождение. Несколько аккордов образованных путем альтерации:
Миксодиатоническая хроматика
здесь представлены аккорды C мажора и минора.
и последний тип хроматики – автономная.
Все предыдущие гармонизации основаны на принципах тональной гармонии и разрешения неустоя в устой ( кроме альтерационой) и не смотря на огромное количество вариантов все сводится к тональному соотношению.
В автономной хроматике возможна любая комбинация звуков и интервалов в независимости от тяготений и тональных принципов.
Пример гармонизации:
Также хроматическую гамму можно гармонизовать септаккордами на основе функциональных или любых других связей. Еще одним распространенным способом гармонизации являются секвенции .
В гармонии под секвенцией понимаю повторение заранее заданных соотношений (например T-S или S-D) от разных звуков.
Например, гармонизуем хроматическую гамму оборотом D-T. Это очень похоже на первый пример, однако отличие в том, что секвенция выдерживается до конца построения.
Рассмотренные способы далеко не исчерпывают всех возможностей гармонизации хроматической гаммы, однако дают представление в каком направлении можно двигаться в поиске необходимого Вам звучания.
Отдельно необходимо упомянуть о применении рассмотренных принципов в практике. Поскольку хроматические ступени могут проявляются не только в плавном движении, но и скачком, необходимо понимать какой тип звучания Вам необходим и какую роль играет хроматическая ступень в общей мелодической (или гармонической) канве. В соответствии с этим и необходимо выбрать тип аккорда гармонизующего хроматический тон и дальнейшее гармоническое движение.
0 комментарий (-ев) к статье "Гармонизация хроматической гаммы."