• Корзина пуста.

Гармонизация мелодии. Рекомендации

Одна из важных задач гармонии это дополнение и раскрытие образа мелодии. По сути, когда мы изучаем гармонию, то учимся гармонизации мелодии.

Этот процесс упрощенно делится обычно на 2 этапа:

  • Усвоение общих закономерностей взаимодействия аккордовая
  • Применение их на практике

Гармонизацию мелодии можно определить, как творческий процесс добавления к мелодии аккордов, которые согласуются с ней на основе определенных закономерностей.

Многим кажется, что процесс гармонизации это очень сложная наука, которая требует соблюдения огромного количества разных условий.

С другой стороны, многие музыканты не особо заморачиваются по этому поводу и используют уже проверенные временем ходы.

:)

Так кто же на самом деле прав?

Позволю вам самим ответить на этот вопрос.

Мы же пойдем дальше.

С чего начинается обучении гармонизации мелодии?

Первый шаг это понимание того, как мелодия превращается в гармонию.

Здесь очень хорошо помогает работа над гармонизацией лада.

Например, если мы возьмем мажорный лад С и используем для построения трезвучий только ноты находящиеся в рамках данного лада, то получим следующие аккорды.

На первой ступени C ( C-E-G двигаемся по терция или через ступень)

На второй Dm (D-F-A)

На третьей Em (E-G-B)

На четвертой F (F-A-C)

На пятой G (G-B-D)

На шестой Am (A-C-E)
На седьмой Bdim ( B-D-F)

Поскольку уменьшенное трезвучие практически не используется, то получаем 6 аккордов.

:)

В абстрактном виде мы можем использовать любой из этих аккордов для гармонизации мелодии в ладу до- мажор. На практике, это конечно не так просто, но все же не сложнее, чем решение задач за 5 класс школы

Хотя ….

Думаю это даже проще.

Напишу аккорды для A минора:

На первой ступени Am

На второй Bdim

На третьей C

На четвертой Dm

На пятой E

На шестой F
На седьмой G

Это один из вариантов.

Попробую обозначить этапы гармонизации мелодии, которые помогут Вам более осознано подходит к этому процесс.

1. Выделить опорные тона мелодии.

Как правило, любая музыкальная фраза строится вокруг 1-2 опорных тонов, которые и определяют гармонию. Чаще всего эти тона будут расположены на сильных или относительно сильных долях такта.

Однако здесь нужно учитывать не только ритмический контекст, но и ладовый.

Например, движение в до мажоре от ноты Ре к До ( то есть II-I) чаще всего будет обозначать ноту до как опорную.

Таким образом, можно сказать что силу ноты обозначает ладовое и ритмическое положение.

2. Определиться с ритмом гармонии

Как часто вы будете менять аккорды?

Для медленного темпа это может быть половинная или даже четверть. В быстром темпе вполне приемлемо движение по одному аккорду в такт или 2 такта.

3. Выбрать стиль изложения

В рамках статьи это сложно объяснить, но кратко суть в выборе аккордов.

Что вы используете — трезвучия, септаккорды, задержания и т.д

4. Обозначить функции ступеней
Хороший способ это обозначить опорные ступени, как ступени подразумеваемого аккорда.

Например, нота до может быть I, III, V,VII  ступенью для аккорда.

Соответственно получим аккорды С, A, F, D

При этом очень часто выбирают ограниченное количество ступеней для гармонизации.

Поясню, что это значит:

Допустим вы решили гармонизовать ноту C, как 3 ступень. А ноту G, как 1.

Предпочтительно в дальнейшей гармонизации использовать опорные тона как устойчивые.

Также вы можете интерпретировать их как неустойчивые ступени аккорда.

Это всего лишь один из вариантов движения.

5. Эскиз гармонии

Теперь вы можете обозначит аккорды, которые вам кажутся наиболее подходящими. После этого подпишите функции аккордов и проверьте чередование функций.

Избегайте однообразия и повторения ходов. Например, постоянного движения T-S или T-D. Так вы обеспечите гармонии более интересное звучание. После этого вы можете определиться с тем, какие ходы оставить, а какие убрать

6. Выбор кадансов

Классически с этого начинают, но я полагаю, что это не всегда верно. После того, как вы увидите направление вашей гармонии будет легко услышать какое звучание необходимо.

Например, субдоминантовое дает мягкость, а доминантовое классичность/предсказуемость.

Меняя функциональность кадансов, вы изменяете окраску мелодии.

Вот такая краткая схема по которой вы можете работать.

17.03.2020

7 комментарий (-ев) к статье "Гармонизация мелодии. Рекомендации"

  1. Это лучше всего показывать на примерах. А так статья интересная!

  2. да, было бы не плохо побольше наглядных примеров, так проще усвоить. спасибо за статью и за тему!)

  3. да, было бы не плохо видеть побольше наглядных, доходчивы примеров, так проще усвоить материал. а тема отличная, спасибо за статью)

  4. Отличная тема! продолжайте, пожалуйста, мы ждем 🙂

  5. да,я тоже за практические наглядные примеры

  6. Статья отличная, ясная и понятная А на счет примеров… Включите фантазию и попробуйте сами. Ничего сложного-то нет здесь.

  7. ПРОСТО – ВОЗМУТИТЕЛЬНО — КАКОЕ УБОГОЕ И ПРОСТО – ТЕОРЕТИЧЕСКРЕ ПЕРЕЧИСЛЕНИЕ ТОГО, ЧТО СПИСАНО АВТОРОМ – ЭЛЕМЕНТАРНО — ИЗ УЧЕБНИКА☝️

Добавить комментарий для Денис Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Hide picture