Третья часть статьи о разработке мотивов. Если Вы еще не прочитали предыдущие, то они находятся здесь и здесь..
Контрастные мотивы могут образовываться в следующих случаях:
1) Мотивы следуют один за другим и не имеют ничего общего ни в интонационном, ни в ритмическом плане – это мелодический контраст. Мелодический контраст встречается очень часто, однако, несмотря на кажущуюся простоту, для многих этот прием может быть сложен для воплощения. Очень часто начинающие композиторы с трудом уходят от основного мотива и даже контраст получается похож на основную тему (а это естественно не контраст, а подобие). В области мелодического контраста лежат огромные возможности, но необходимо помнить, что контраст используется для изображения одного образа, а не огромного их количества (здесь не идет речь о контрасте больших построений или частей крупной формы).
2) Если меняется метр, то образуется метрический контраст. Основа метрического контраста это работа с 2-х и 3-х дольными метрическими стопами
3) При изменении лада – ладовый контраст. При ладовом контрасте мотивы могут принадлежать разным ладам и иметь разные наклонения. Очень часто используется изменение ладового наклонения мажорной мелодии на минорную или наоборот. Такая перекраска мелодии с одной стороны делает ее узнаваемой, но в то же время может довольно сильно изменять ее образный строй (в зависимости от гармонизации).
4) Протяженному, напевному мотиву противопоставляется серия коротких мотивов – структурный контраст. Структурный контраст основан на системе дробления, суммирования и т.д. (Подробнее об этом можно узнать здесь )
При разном интонационно-ритмическом содержании могут применяться следующие приемы:
Смена регистров
Изменение динамических оттенков
Изменение способов игры и штрихов
Мотивы имеют разную инструментовку
Контраст возникает тогда, когда в новом структурном звене (мотив, предложение, часть произведения) используются приемы противоположные только что использованным.
Интонационный контраст может проявляется в смене интервалов, типе изложения (например, после напевного мотива идет речитативный на одной ноте), смене диапазона и т.д.
Ритмический контраст может проявляться в смене размера, типе длительностей и их делении,смена пульсации,контраст ровного ритма и синкопированного,использование полиритмии.
Отдельно следует выделить популярный в джазе – гармонический контраст. При гармоническом контрасте, одна и та же интонация гармонизуется разными аккордами (иногда даже в другой тональности). Очень часто это прием используется в джазовых версиях блюза.
В следующем примере из композиции Benny Bugle использовано три разных аккорда для гармонизации одного мотива:
Возможен и контраст с помощью переаранжировки частей произведения.
Рассмотренные приемы развития мотива от самых простых до сложнейших имеют одну цель – сохранить баланс между развитием и однообразием.
Развитие музыкального материала помогает создавать прочную музыкальную форму,полнее раскрывать музыкальный образ.
Каждый прием имеет свою специфику воздействия на слушателя. Повторение способствует лучшему запоминанию, при длительном повторении создается гипнотический эффект.
Варьирование расцвечивает музыкальную ткань и вовлекает слушателя в процесс узнавания мотивов в вариациях. Производные мотивы детализируют музыкальный образ и позволяют акцентировать внимание на определенных мотивах.
Контрастные мотивы создают линию аналогичную сюжету в литературе. Различное противостояние двух образов, как правило, в конце произведения сливается в один.
Мотивная работа является одним из самых сложных навыков, которыми должен владеть композитор. Это та область, которая практически не меняется столетиями, поскольку не зависит от стиля музыки и может в равной степени использоваться как в классике, так и в роке, металле и т.д.
]]>
0 комментарий (-ев) к статье "Контрастные мотивы."