Понятие лада в современной музыке является одним из ключевых и, возможно, одним из самых запутанных, что связано с широтой использования самого термина лад. Уже с первых шагов освоения теории музыканты используют термины: мажорный лад, минорный лад, позже к ним добавляются лады народной музыки, блюзовые и джазовые лады. И здесь возникает парадоксальная ситуация: любой музыкант может сыграть мажорный лад например от ноты C, но объяснить, что такое лад сможет не каждый.
Причина в том, что на первом этапе обучения очень сложно объяснить, что такое лад, да и в этом нет никакого смысла, также как нет смысла, например, объяснять деепричастный оборот в первом классе.
Поэтому лад это понятие, которое лучше всего осознавать постфактум, то есть в начале научиться слышать и играть, а потом уже детально разобраться.
С другой стороны есть очень простой способ понять саму природу лада. Послушайте следующий пример и прислушайтесь внимательно к своим ощущениям: кажется ли вам последняя нота устойчивой или вам хотелось бы чтобы движение пошло дальше?
Теперь послушайте другой пример
Заметили вы разницу в восприятии этих двух практически идентичных мелодий?
Если очень просто описать разницу между восприятием звуков, то мы можем сказать, что одни из них находятся в покое, а другие стремятся к движению или, что одни из них главные, другие подчиненные или если использовать музыкальные определения: одни звуки устойчивые, другие неустойчивые.
Существование данных противоположностей и дает начало ладовой организации. Подчинение одних звуков другим – именно так можно было бы описать музыкальный лад.
Чаще всего это подчинение 6 звуков одному главному (тоника), либо если брать классический мажорный лад: подчинение 4 звуков остальным трем звукам, составляющим трезвучие.
Отсюда – лад это система связей между звуками, объединенная вокруг одного звука (тоника) или вокруг трезвучия. Здесь нужно сделать важное замечание.
Определение лада работает в две стороны:
- Это определение лада, как определенной системности между звуками.
- Это конкретная звуковая система, которая воплощает эту системность.
Системность в данном случае это те связи, которые создают звучание, в котором один звук звучит неустойчиво по отношению к другому.
Переведем на обычный язык.
- Лад существует, когда одни звуки подчиняются другим, то есть когда мы ожидаем разрешения/перехода одного звука в другой.
- Конкретный лад создает эту систему – например, мажор или минор, лидийский или дорийский и т.д.
Такое понимание лада характерно для классической музыки, большинства стилей современной музыки, которые основаны на тональности.
C другой стороны, существуют ладовые системы, в которых все звуки равны между собой и по сути, в зависимости от контекста, любой звук может становиться тоникой.
Для таких систем мы не можем использовать догмат тоники, как главного элемента системы.
Проще всего проверить звучание такой системы, играя пентатонику, периодически останавливаясь на разных звуках. Очевидно, что в такой мелодии, ни один из звуков не является настолько важным и сильным, чтобы мы могли выбрать его в качестве однозначной тоники.
Поэтому логичнее будет сказать, что лад это система взаимодействия звуков или созвучий, которая создается соотношением звуков. При этом важную роль в формировании этой системы играет наличие или отсутствие полутоновых и тритоновых связей. Если в соотношении звуков есть полутона или тритоны, то система стремится к одному центру – пример мажорный лад (2 малых секунды и 1 тритон), если в системе нет полутонов или тритонов, то система стремится к политоникальности внутри себя, то есть любой звук может стать устоем-тоникой (например, пентатоника).
При этом для гармонии важно не только наличие тритонов и полутонов, но и их соотношение с устоем. Например, очевидно, что и в натуральном мажоре и лидийском ладу 2 полутона и тритон, но именно в лидийском ладу тритон расположен на 1 ступени, что создает совсем другую иерархию звуков, в мажоре нижний звук тритона всегда неустойчив, например увеличенная кварта FB стремится разрешиться в сексту EC, в лидийском ладу от ноты F – нота С в интервале FB разрешается, например в терцию FA, а тоника лада остается на месте.
Эта разница позволяет выделить 2 типа ладов:
- Модальные лады – лады с тяготением к тонике или без такого тяготения. Важно то, что в этих ладах только один звук устойчив, остальные звуки неустойчивы
- Тональные лады – собственно мажор или минор. Здесь три звука устойчивы, 4 звука неусточивы
Иногда используется сопоставление лады vs тональность, подразумевающее разницу в иерархии между звуками в каждой из этих подсистем.
Звукоряд и лад
Нередко, начинающие музыканты путают понятия лада и звукоряда. Как я уже указал выше, при одном и том же наборе звуков, сыгранном от разных нот мы получаем абсолютно разные соотношения между звуками, и соответственно разные лады.
Например, возьмем гармонический минор от ноты ля:
И сыграем его от 5 ступени
Получили доминантовый фригийский лад, с мажорно- восточным звучанием. Набор звуков (звукоряд) один и тот же, но лады разные, так как они воплощают разные системы, что объясняется упоминаемыми выше соотношениями между звуками. В данном случае определяющим звучание лада является интервал увеличенной секунды.
В следующей части статьи детальнее рассмотрим технические особенности лада, как системы.
Очень хорошо написано: четко, ясно! Особенно, остроумный пример гармонического минора с доминантовым фригийским ладом!