• Корзина пуста.

Мелодико-гармонические и гармонические сопровождающие голоса

Сегодня я завершаю серию статей про фактурные функции голосов, которая растянулась на несколько частей, но думаю такой материал лучше усваивать небольшими кусками и оттачивать на практике. В ином случае пользы от этого будет не много.

Напомню, что информация о фактуре и функциях голосов применима к любому стилю музыки и может активно использоваться в композиции и аранжировке.

Сегодня продолжаю тему, начатую в предыдущей статье – мелодико-гармонические сопровождающие голоса.

И начнем сегодня с арпеджио аккордов или по-другому гармоническая фигурация.

Основная задача гармонической фигурации – это получение мелодии из заданной гармонии. Мелодии, получаемые таким образом могут быть фоновым материалом или при достаточной разработанности рельефным, что позволяет нам отнести данный вид фактуры к смешанному.

Это наверно самый популярный вид фактуры, который удобен для игры на гитаре, фортепиано. И который активно используется в оркестре и современной музыке.

Главная особенность данного вида фактуры в том, что он может одновременно выполнять три функции. Это гармоническая, мелодическая и ритмическая. Что, несомненно, очень удобно для аккомпаниирования.

Индивидуализация арпеджио и его достаточная разработанность, испольщование проходящиих и вспомогательных звуков, надстроек очень часто приводит к тому, что на основе созданной фигуры строиться песня или рифф.

Характерный пример вступительное гитарное арпеджио в песне Every Breath You Take группы Police:

В сочетании с остинато, данный вид фактуры является одни из самых популярных как в рок так и в танцевальной музыке.

Нередко используется прием соединения мелодической фигурации главного голоса и гармонической в сопровождающих голосах.

Следующий вид фактуры, который можно отнести к мелодико-гармоническим голосам – это многоголосная мелодия.

Обычно такой вид фактуры обладает явно выраженной мелодической природой, однако вид изложения и выбор аккордовых тонов существенно меняет окраску мелодии и имеет явно выраженную гармоническую функцию.

И последний вид голосов – это гармонические сопровождающие голоса.

Как правило, это средние голоса фактуры, не обладающие индивидуальностью и обрисовывающие необходимые качества аккорда – например, его мажорность, минорность, септаккордовость и т.д.

Как уже упоминалось в предыдущей статье к гармоническим голосам относиться и бас в каденционном варианте, когда он двигается по квартам и квинтам.

Все описанные мелодико-гармонические голоса естественно при смене функции попадают в данную категорию.

Также отдельно стоит сказать о длительности и распределении фактурных функций в музыкальной ткани.

Как и при работе с музыкальной формой здесь необходимо учитывать момент единства и разнообразия.

На относительно коротком участке фактуры, как правило, используется ограниченное количество функций во избежании пестрости. Характерно, что для кадансов характерна резкая смена, выпрямление фактуры, упрощение голосоведения. Кроме того очень часто используется смена голосов, что обеспечивает своеобразный фактурный каданс.

Также особую роль играют функции голосов при работе с голосоведением.

Отступление от привычных норм голосоведения, использование параллелизмов, острых диссонансов – не характерно для голосов одной фактурной функции. В то же время голоса, имеющие разные функции очень часто нарушают закономерности.

Естественность и логичность нарушений при этом основа на подчеркивании разделения функций разных голосов. Классический пример нарушения норм голосоведения – образуются диссонансы и параллелизмы в голосах, исполняющих разные фактурные функции:

23.03.2020

1 комментарий (-ев) к статье "Мелодико-гармонические и гармонические сопровождающие голоса"

  1. Большое спасибо за статью!
    Получается если играет арпеджио, то многоголосную мелодию лучше не делать? т.к. суммарно получается 3 мелодии одновременно. Понятно, что есть произведения с 10 одновременными мелодиями, но вот в “приземлённых” можно ли так сделать.
    В примере с Чайковским, там в 3 такте исчез голос и возникло движение октавами и мелодический голос взял функции гармонического? А вообще для меня столько знаков возле ключа и такое нагромождение нот выглядит пугающе )))))

Добавить комментарий для Артур Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Hide picture