• Корзина пуста.

Создание мелодии. Интонационное развитие звука.

Любая мелодия это не просто набор ладовых и ритмических паттернов, выстроенных определённым образом. Зарождаясь внутри интонаций определённого лада, мелодия обретает ритмическое оформление, но без формы мелодия это просто набор звуков.

Музыкальный синтаксис является той скрепляющей силой, которая  наделяет музыку смыслом.

О роли ритма в создании мелодии я еще напишу позже, а в этой статье рассмотрю основные элементы применяемые для создания логичной формы.

Любая мелодия – это мысль, а мысль должна нести определенный смысл. Содержательность музыки во многом зависит от правильной работы с музыкальной интонацией и мотивом. Именно они определяют связность и логичность музыкального построения.

При изучении музыкального синтаксиса очень часто упускают из виду наиболее мелкие построения, а именно интонации состоящие из одного двух звуков, которые не образуют мотива. Очень полезно уделить немного времени развитию навыков работы на уровне одного-двух звуков. Это начало работы над музыкальной интонацией.

Работа композитора над музыкальной интонацией начинается с работы над интонационным развитием звука. Способы развития одинаковы для любых ладовых систем,поэтому их освоение является обязательным для любого композитора. Все эти способы можно свести к 4 (также посмотрите принципы организации мелодики здесь):

1. Повторность одинаковых высот

Пример использования данного приема из песни Fatal Tragedy  группы Dream Theater:

Основной голос основан на разработки одного звука. Обратите также внимание на логичное повышение интонации, которое начинается в третьем такте и идет по звукам альтерированного E минора. Я уже упоминал о том, что данный тип мелодики используется в речитативах.

2.Опевание какой либо ноты.

Тоже один из важнейших приемов. Опевания могут быть как стандартными (основанные на разрешении вводных тонов), так и более изобретательными с различными украшениями. Пример опевания из мазурки Шопена:

3.Поступенное движение

Пример из песни Eleanor Rigby:

Про поступенное движение необходимо сказать отдельно.
Для большинства музыкальных стилей секундовое движение является основным, а само понятие певучесть является синонимом поступенного движения.

Возникновение мелодического начала невозможно без секундовости и  любые скачки имеют тенденцию к заполнения секундовыми ходами.
Кроме того, применение широких скачков приводит порой к усилению секундовости за счет возникновения скрытых интервалов мелодии, что, в свою очередь, приводит к расщеплению мелодической линии на две, а иногда и три линии(скрытое двух и трехголосие).

Выделяют следующие виды секундового движения:

открытое секундовое движение

заполнение скачка с участием секунд

плавное движение со скачковым охватом

скрытое секундовое движение — скрытое двух- и многоголосие

секундовая линия вершин

секундовое движение в побочном голосе (плавная линия, скрытая в другом голосе).

4. Движение по интервалам и скачки

Движение по интервалам можно разделить на движение по узким интервалам (до квинты) и по широким (от сексты и выше). Обычно скачки уравновешиваются обратным секундовым движением.

Это 4 основных способа интонационного развития звука.

Работа над интонацией в таком небольшом масштабе очень важна на начальном этапе обучения композиции, поскольку позволяет в последствии с легкостью освоить более сложные приемы формообразования мелодии.

1 комментарий (-ев) к статье "Создание мелодии. Интонационное развитие звука."

  1. Тема хорошая, но Вы не раскрыли конкретные места..Это может понять человек с образованием, что такое опевание, проходящие и тд. На мой взгляд, было бы уместно указывать какие именно ноты являются неаккордовыми, те. помечать их на нотном стане. А так получается тема только для продвинутых.
    Спасибо!

Оставить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Hide picture