Это продолжении статьи о развитии мотива. Первая часть находиться здесь. Статья написана по мотивам учебника Месснера
Методы сопоставления мотива настолько разнообразны, что все их варианты наверное даже невозможно собрать. Эта та область, где композиционный талант проявляется с наибольшей силой. Фантазия композитора ничем не ограничена.
Известно, что многие композиторы отличаются не тематизмом (он у многих схож), а именно методами разработки, большинство из которых основаны на принципах сопоставления (только в более сложных вариантах).
При сопоставлении мотивов они могут быть двух видов:
1) Производные
2) Контрастные
Производные мотивы
Образуются:
1) Путем вычленения из основного мотива отдельных интонаций
2) С помощью сохранения основного ритмического каркаса с заменой интонаций
3) Путем сохранения интонационного содержания, но с заменой ритма
4) С помощью увеличения или уменьшения ритмических длительностей
5) Путем обращения основного мотива
Рассмотрим эти приемы более подробно:
I. Вычленение
Из мотива выделяется одна, две или более интонации,которые могут также образовывать отдельный мотив. Желательно, чтобы вычленяемые интонации были легко узнаваемы на слух (но необязательно).
Рассмотрим на примере. Если основной мотив будет:
То варианты производных:
После того, как мотивы отобраны можно использовать различные преобразования интервалов.
Из фразы
Выделим три мотива и обозначим их a, b и с
Теперь можно применить интервальные преобразования, они могут быть основаны на интервальном расширении (a1, a2) или интервальном сужении (a3)
Каждая попевка может быть перенесена на любую ступень (секвенцирование)
Кроме того секвенцирование может совмещаться с варьированием
Раздробим попевку b и получим
Третья попевка с расширением:
C переносом на другую ступень
Расширение с членением по две восьмые
С затактом
Рассмотрим применение этих приемов в живой музыке.
Естественно, что первоклассными мастерами разработки являлись классики.
Первая часть 6 симфонии Бетховена идеально иллюстрирует рассмотренные выше приемы. Главная тема
Далее используются приемы расширения, сужения и т.д. основного мотива:
Обязательно тщательно проанализируйте этот пример и попробуйте сами сочинить что-нибудь подобное.
II. Сохранение ритмических длительностей мотива с изменением интонации
Для примера возьмем фразу вида:
Варианты могут быть такими:
Этот прием допускает огромное количество вариантов и очень часто используется как в композиции так и в джазовых импровизациях.
III. Cохранение интонационного содержания мотива
Один из вариантов этого приема противоположен предыдущему – на неизменный мотив накладывается другой ритм.
Такие вариации даже если они идут друг за другом могут очень сильно изменять мелодическую линию и превращаться в новою мелодическую идею.
Этот тип вариаций очень распространен в творчестве композиторов использующих методы додекафонии. При сохранении серии ритм меняется до не узнаваемости
Сравните:
Также этот прием является основой монотематических произведений, поскольку позволяет сохранять баланс между повторением и постоянным обновлением материала.
Известнейший случай применения этого приема можно найти в 10 симфонии Шостаковича.
Основная тема:
Вот второй части использованы два варианта основного мотива a1 и a2:
В следующей части Шостакович виртуозно превращает маленький мотив a1 в 16 тактовую тему!
Несколько выводов относительно мотивной работы по 3 приему.
Каждый мотив может быть развит без привлечения нового тематического материала
К каждому мотиву можно присоединить новую концовку
Каждому мотиву можно добавить предшествующий мотив
К мотиву можно добавить как предшествующий, так и последующий материал
IV. Уменьшение и увеличение ритмических длительностей
Уменьшение и увеличение
Эти приемы являются также очень популярными и позволяют использовать одну и ту же тему в разных темпах для изображения контрастных образов.
В современной музыке большими любителями ритмических увеличений и уменьшений являются Dream Theater
Вот несколько примеров из композиции Eternety
Основная тема
Ее увеличение и мелодическая вариация
Еще одна тема
Ее уменьшение
V. Обращение мотива
Суть этого приема в полном обращении всех мелодических интервалов. Например, если мелодия шла вверх, то идет вниз и наоборот. Например мотив
В обращении будет выглядеть
Обращения популярны в полифонической музыке, поскольку позволяют использовать один мотив для создания различных оригинальных противосложений. Однако этот прием можно встретить и в гомофонной музыке
Методы работы с контрастными мотивами рассмотрю в следующей части статьи.
]]>
“Кроме того секвенцирование может совмещаться с варьированием:”
Картинка с примером не та. 170 видимо должна быть.
Еще недурной способ — тональное расширение. Когда мотив переписывается с превращением прежних ступеней лада в другие. Например, ступени 1-2-3-4-5-6-7 становятся 1-3-5-7-2-4-6 (расширение первого порядка), т.е. вместо 2 ступени в новом мотиве пишем 3-ю, вместо 3-ей — 5-ую и т.д.) Подходит как способ “омодернивания” стилистики.)
Такой способ тоже используется конечно,но чаще всего в додекафонии – поскольку если в тональной музыки сильно пермутировать ступени то уже получиться не развитие мотива,а новый мотив.Но как метод полифонии работает на 100%
почему-то на странице нет половины изображений с примерами…
Очень полезная информация, спасибо, Денис.
А из какой книжки примеры, если не секрет? Хотелось бы почитать, где это так подробно рассматривается мотивная работа.