• Корзина пуста.

Минорная гамма

Минорная гамма или минорный лад – один из самых популярных ладов в современной музыке. Минор имеет широкий диапазон создаваемых образов от меланхолии и светлой грусти до максимально мрачного звучания.

Одна из особенностей минора, состоит в том, что в натуральном виде этот лад не относиться к ладам тональной музыке и максимально близок эолийскому ладу. В тональной же музыке наиболее часто употребляется гармонический минор, который отличается от натурального повышенной 7 ступенью.

Поэтому натуральный минор обладает пасторальным, мягким, народным звучанием и часто используется в современной музыке для создания песен без трагического оттенка.

Гармонический минор за счет наличия в нем интервала увеличенной секунды может иметь восточный оттенок звучания, что очень часто используется современными рок музыкантами.

Существует несколько способов построить минорные лады.

В сравнении с мажорным ладом

Если Вы умеете строить мажорный лад, то для получения минора Вы можете сделать следующее

а) Для получения минора расположенного на той же тонике вам нужно понизить 3, 6, 7 ступени

Например, возьмем натуральный до мажор

мажорный лад

теперь понизим (то есть спустимся на полтона без изменения названия ноты) 3  ( ми), 6 ( ля) и 7  (си) ступени лада:

минор

получили до минор натуральный.

б) Так как минор и мажор состоят из одних и тех же звуков, то записав мажорный лад от VI ступени получим также натуральный минор. Такие лады называются параллельными.

Так как в до мажоре VI ступень это нота ля, то получим следующие звуки:

ля минор

Еще один вариант – это использовать готовую схему лада. Для натурального минора это

тон+полтона+тон+тона+полтона+тон+тон

И последний вариант это сочетание тетрахордов.

Нижний тетрахорд в миноре всегда неизменен и называется минорным или эолийским:

минорный тетрахорд

в сочетании с фригийским он дает натуральный минор

фригийский тетрахорд
2016-07-30_14-58-38

в сочетании с увеличенным тетрахордом получится гармонический минор

в сочетании с мажорным получим мелодический минор

2016-07-30_14-59-37

Мелодический минор имеет неопределенное звучание и часто используется в джазе и даже иногда может называться джазовым ладом. В классической музыке, как правило, в нисходящем движении заменяется на натуральный минор.

Более простая схема разновидностей минорной гаммы

Натуральный минор 1-2-3b-4-5-6b-7b

Гармонический 1-2-3b-4-5-6b-7

Мелодический минор 1-2-3b-4-5-6-7

Как видите, построение минорной гаммы не представляет труда.

]]>

21.01.2020

3 комментарий (-ев) к статье "Минорная гамма"

  1. Спасибо, всё ясно и доступно! Единственное что не понял, почему в двойной доминанте ре диез? Разве не си-ре-фа# (за счет повышенной VI ступени), или вместе с фа должна повыситься и ре?

  2. двойная доминанта это доминанта к доминанте.Соответственно доминанта к ми мажору это си-мажор.Но в миноре может также встречать аккорд IIm – однако он более характерен для дорийского лада

  3. Ясно, спасибо – я неправильно думал, что при построении двойной доминанты сохраняется тональность тоники.
    Кстати в первой встречающейся двойной доминанте описка – там ля закралась)

Добавить комментарий для Вадим Генин Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Hide picture