Два лагеря музыкантов, которые всегда с трудом понимают друг друга это с одной стороны защитники знаний, с другой стороны защитники творческого подхода. Естественно что разумный подход подразумевает золотую середину и поэтому сегодня еще немного размышлений о том, почему нельзя создавать музыку просто так.
Обычные аргументы защитников свободы творчества основаны на том, что знания и теория мешают их творческой фантазии и если автор так слышит, то никакие правила ему знать не нужно.
Что ж если вы у вас от природы безупречный вкус, абсолютный слух и врожденное композиционное мышление, то возможно вам и правда не нужно всего этого знать. К сожалению остальные 99,9% музыкантов не могут похвастаться наличием таких талантов. Из чего следует, что:
- Ваши музыкальные вкусы формируются на основе того, что вы слушаете
- Вы скорее всего уже приобрели огромное количество ограждений и внутренних заборов, которые не разрушить без привлечения разума
- Вы не сможете создавать что-то новое, так как единственным критерием оценки качества вашей музыки будет ваш слух, который воспитан на какой-то музыке и получается уроборос то есть замкнутый круг.
Помню одну историю, которая произошла со мной еще когда я учился в школе. Я познакомился с группой музыкантов, большая часть из которых не имела музыкального образования и очень критично высказывалась о необходимости музыкальных знаний. Гитарист этой группы заявил – теория музыки ограничивает, поэтому я играю, что хочу. Собравшись как-то поджемовать с этими музыкантами мы с моим другом музыкантом обнаружили, что именно этот гитарист играл все свои импровизации в пределах одной гаммы, ни одного шага влево или вправо он сделать не мог.
Сейчас я предлагаю провести простой эксперимент сторонникам творческого подхода и вы можете предложить его своим друзьям, которые против изучения теории музыки.
Одна из ключевых систем современной музыки это тональность. Тональная музыка очень сильно привязана к правилам движения функций, ступеней и т.д То есть, она как раз построена на том, чтобы “ограничивать полет мысли автора”.
Логично предположить, что если музыкант утверждает, что он не следует никаким правилам, то для него не составит труда создать что-то вне этих правил. Поэтому просим сторонников этого метода сыграть мелодию вне тональности. Или в атональности. То есть, мелодию которая не будет никуда стремиться и никуда разрешаться.
Я не знаю точно каковы будут результаты этого эксперимента, но уверен, что большой процент не справится с этой задачей и сыграет мелодию в тональности, так как, не зная правил, ты не знаешь как их нарушить.
Но тот один процент, который натыкает ноты просто так и получит атональную мелодию, можно попросить просто подобрать аккорды к этой мелодии. И тут я думаю, что никто не сможет решить эту задачу. По крайней мере, достаточно быстро и убедительно, так как для подбора на слух аккордов к атональной мелодии придется либо использовать знания, либо иметь невероятно развитый слух, а как это не парадоксально, одно без другого невозможно.
Таким образом, можно сделать очень простой вывод: если вы не контролируете правила и границы, которые есть в музыке, то они контролируют вас. Чем меньше мы знаем, тем больше опираемся на вкус и слуховые привычки. А любая привычка убивает творческое начало гораздо сильнее, чем знание теории музыки.
Я думаю было бы интересно узнать результаты такого эксперимента, поэтому если вы сможете предложить его вашим друзьям или вы сам сторонник чистого творчества, то пишите что получилось: ведь возможно я не прав и атональную музыку может сочинять каждый, кто не знаком с теорией музыки.
0 комментарий (-ев) к статье "Музыка без правил"