Начну с очевидной, но не для всех понятной идеи:
Любая музыка — это высказывание.
Любое высказывание должно быть осмыслено автором (отсюда термин “композиция”).
Неосмысленное высказывание есть информационный шум или, в применении к музыке, набор звуков.
Любой композитор занимается поиском баланса между выражением основной идеи и разбавлением этой идеи тем, что знакомо слушателю или тем, что может звучать как похожее слушателю.
Почему нельзя просто сконцентрироваться на идее и не разбавлять её музыкальной “водой”?
Ответ очень прост.
Представьте, что вы покупаете книгу, которая называется “Композиция для начинающих”.
Открываете её, а там только одна фраза:
“Начните!”
Всё — смысл книги выражен. Всё, что напишет автор, будет дополнением к этой простой мысли.
Поэтому в большом проценте музыки мы всегда будем слышать поиск баланса между тематическим материалом (читай смысловым) и фоновым материалом.
Это работает для любой музыки, не нужно думать, что именно ваш стиль музыки особенный и если вы вдруг сочиняете EDM, метал, джаз, амбиентавангардтрэшхип-хоп (нужное подчеркнуть), то в этом стиле, жанре также действуют плюс-минус те же законы, что и в музыке Баха или Стравинского.
С тематическим материалом всё обычно понятно — это что-то яркое, запоминающееся. Вспомните любую мелодию.
Вспомнили?
Это тематический материал.
Фоновый материал — это всё, что вы не сможете вспомнить или то, что запоминается хуже (это не маркер, но близко к истине).
Большая часть фонового материала состоит из общих форм движения (ОФД).
Термин введён Куртом в книге “Основы линеарного контрапункта”, которую рекомендую к прочтению.
Под ОФД обычно понимают мелодические фигурационные последовательности, гаммы и арпеджио, пассажную технику. ОФД составлены из однотипных мелодических единиц, которые повторяются либо в движении по регистрам (октавам), либо в виде секвенции.
Основная особенность ОФД — это то, что их звучание неиндивидуализированно, нейтрально в образном отношении, не имеет чётко зафиксированной формы, часто имеет импровизационный характер.
Также к общим формам движения относится всякое инертное движение, которое вне контекста не несёт информации о данном произведении, однако может указывать на стиль и эпоху. Типичный пример — джазовая импровизация, вырванная из середины композиции.
Структурировать ОФД достаточно просто:
- Гаммообразное движение
- Арпеджио
- Секвенции
- Гармоническая фигурация
- Мелодическая фигурация
- Смещение предыдущих пунктов
- Типовые формулы конкретного стиля
В конце несколько важных замечаний.
Граница между ОФД и тематизмом размыта и зависит от стиля и жанра музыки.
То, что в одном стиле нейтрально, в другом яркое тематичное и наоборот.
Большая часть музыки — это что-то среднее между тематизмом и общими формами движения.
Есть музыка без общих форм движения — длится обычно не больше 1 минуты, так как слушать больше никто не может в силу усталости слухового внимания.
Есть музыка, состоящая из одних ОФД — этюды, бессмысленные гитарные композиции, EDM-треки, работы начинающих композиторов, блюзовые импровизации и т.д. и т.п.
Обычно также плохо пригодно для слушания, в силу 100% предсказуемости, но работает в утилитарных целях — потанцевать, поджемовать, включить в лифте, потренировать навыки композитора, исполнителя.
Остались вопросы смело пиши, учту, отвечу, дополню в следующем посте
0 комментарий (-ев) к статье "Общие формы движения в музыке"