Песня Bicycle Race является отличным примером того, как можно использовать максимально сложные музыкальные концепции и при этом не выходить за рамки поп-музыки. Я хотел бы рассмотреть эту песню в первую очередь с позиции модуляций и отклонений, так как эта песня действительно редкий пример использования 5 (!) тональностей в одной песне. При этом здесь нет банальных и предсказуемых для поп музыки сдвигов на полтона-тон.
В начале статьи я обозначу наиболее важные особенности данной песни, которые важно держать в голове при ее прослушивании и чтении анализа.
1) Несмотря на сложность музыкального языка, данная песня легко вписывается в поп-форму. При этом, не сложно увидеть моменты упрощения музыкального замысла – подгон сложной формы под рамки устоявшейся песенной формы. Это один из популярных приемов, который используют различные арт и прогрессив коллективы.
Форма песни следующая:
| Припев | Куплет | Припев | Бридж || Припев 1 (половина) | Инструментал | | Куплет | Припев |
Здесь можно увидеть как соблюдение канонов сонграйтинга (всего 2 куплета, введение бриджа), так и экспериментальные решения (введение 3 части — связь с классической музыкой, варьирование 3 припева для сохранения динамики формы).
2) Усложнение музыкального языка достигается здесь с помощью 2-х наиболее важных элементов музыки — метро-ритма и гармонии.
Метро ритм песни основан на смене размеров, темпа, постоянном дроблении фраз и музыкального материала, что заставляет слушателя находиться в постоянном напряжении.
Гармония песни также постоянно видоизменяется, модулирует, отклоняется, лишь изредка становясь прозрачной и понятной (принцип контраста и повторений).
Припев
Песня начинается с мощного вокального многоголосия, которое мгновенно обозначает, как гармонический, так и синтаксический стиль песни.
Припев состоит из 2-х частей:
1 часть хоровая и основана на следующей гармонии
Eb – Bb aug| Bbm7 – Ab – Bbm |
D – B | Ab7
Уже в этой гармонии мы можем заметить сложность музыкального языка.
В первый момент звучания слух воспринимает аккорд Eb, как тонику. Однако увеличенное трезвучие Bbaug, которое можно принять за альтерированную доминанту переходит в Bbm, что создает тональную неопределенность, которая усиливается при переходе в Ab. В данному случае можно говорить о псевдоотклонении через субдоминанту.
Контекст песни в дальнейшем покажет, что весь оборот припева находится в пределах Ab мажора, но во вступлении тональная неопределенность используется для того, чтобы перейти в тональность максимально далекой степени родства D мажор ( D для Ab это 3 степень родства).
При этом здесь используется эллипсис — субдоминанта исходной тональности (Bbm) переходит в T другой (D). Дальнейшее гармоническое движение основано не на логике тональных тяготений, а на логике движения баса. Вы можете увидеть, что это нисходящее движение по уменьшенному трезвучию от G# ( D-B-G#).
Вторая часть припева максимально проста и состоит из движения всего двух аккордов:
Ab – Bbm
При этом, Bbm используется как проходящий аккорд. Такой контраст очевидно нужен не только для формы, но и для закрепления временной тоники.
Куплет
Куплет звучит в тональности Bbm. Данная тональность является максимально близкой к главной – 1 степень родства.
Для соединения тональностей используется простой прием— Ab переходит непосредственно в Bbm (VIIн-I для минора).
Процесс отклонения наиболее четко ощущается при появлении характерного аккорда лада Gb (VI)
Затем в басу мы видим верхний тетрахорд мелодического минора, который гармонизуется аккордами Gdim и A. Gdim можно рассматривать, как вводный в доминанту (F), а A мажор здесь это пример ложного аккорда, который образуется от уплотнения музыкальной ткани и введения хроматического движения.
Затем мы видим полное повторение оборота. Во втором проведении вводится мажорная субдоминанта Eb7, которая логично приводит нас в D
Далее мы можем увидеть пример типичного эллипсиса.
На фоне аккорда F мы видим движение F-G-A в басу, которое логично подводит нас к ладу Bb (мажор или минор). Однако вместо разрешения в этот аккорд, мы видим повторение припева (аккорд Eb).
В данном случае не прозвучавший аккорд Bb это доминанта к Eb. Таким образом, здесь опять закрепляется тональная неопределенность, которая усложняется голосоведением – в басу используется нисходящее хроматическое движение, поэтому гармонию можно воспринимать, как:
Eb- Daug – Db6
дальше припев идентичен первому за исключением окончания. Здесь мы слышим замедление темпа и переход в бридж.
Бридж
Здесь мы опять можем услышать сложный вариант соединения тональностей. Из Ab мажора мы попадаем в F мажор. Это тональности второй степени родства. Одно из решений, которое мы здесь видим это использование полутонового соединения аккордов (Ab-Gm) + тональности F и Ab отлично дружат в рамках роковой расширенной системы аккордов.
Это можно рассматривать как совмещение тональной и ладовой модуляции. Тональная смена Ab на F, а ладовая это подмена ожидаемой Fm на одноименную F.
Гармоническое движение бриджа максимально простое:
Gm -C – F – Bb ( II-V-I-IV)
затем оно усложняется отклонением в параллельный минор
Bb – A – Dm – C – F (возврат)
Dm – C – A – Dm – Bb (закрепление Dm)
G7 – побочная доминанта к VII Dm
на фоне аккорда G7 мы видим появление в басу уже известного нам движения по целым тонам к тонике тональности.
Очевидно, что G7 необходимо разрешить в C, но после введения басового хода мы слышим тот же прием, о котором я говорил ранее.
Не прозвучавшая тоника интерпретируется, как доминанта и используется для перехода в F мажора.
И здесь получается гениальное решение. Для закрепления формы и возврата к припеву используется тональность F мажор для исполнения припева.
F – C/E – Ab/Eb
аккорд Ab позволяет вернуться к исходной тональности припева.
Данный припев обрезан и сильно варьирован.
При введение D мажора гармония движения не в Ab, а так
D- B – G7 – C
Таким образом, мы видим здесь связь между окончанием бриджа и окончанием 3 припева.
Затем идет инструментальная часть.
Гармонически она достаточно проста, но опять же мы видим интересные решения.
В начале движение крутится вокруг аккордов D и A.
Затем появляется отголосок припева и движение идет следующим образом:
D- B – E – F#7aug
То есть здесь мы видим закрепление тональности D, а затем отклонение через побочную доминанту в E (тональность 2 степени родства).
Аккорд F#7aug висит 4 такта, после чего мелодическое движение разрешается в тонику (SS – T) E.
Далее мы видим сопоставление тональностей. Сразу после разрешения в E мажор, начинается куплет в Bbm.
Это тональности в соотношении 3 степени родства, что создает яркий гармонический контраст. При этом, единство формы здесь обеспечено повторением музыкального материала.
Последние куплет и припев ничего нового с гармонической точки зрения не несут.
Таким образом, мы увидели с вами, как в рамках одной песни используются следующие тональности.
Ab (главная в куплете) — Eb (не закреплена, но может восприниматься как временная тоника) — D (не закреплена, но воспринимается, как временный устой)
Bbm ( тональность куплета)
F — Dm – C (бридж)
Обязательно послушайте песню несколько раз с нотами и поиграйте гармонию на вашем инструменте.
0 комментарий (-ев) к статье "Queen - Bicycle Race (Анализ гармонии)"