Бесплатный видеокурс по теории музыки
В любой сфере деятельности теория и практика неразрывно связанны друг с другом. Исходя из практики, формируется теория, которая впоследствии отделяется и разрабатывает новые идеи. Эти идеи, осваиваясь практиками, способствуют развитию искусства.
Музыка XX на 90% рождена теоретическими изысками композиторов. Это одна из высших точек в стремлении музыки, как чистого искусства слиться с математикой, которая является самой близкой к музыке научной дисциплиной. Доказательством тому служит появление новых смежных профессий – физик-музыкант, программист-музыкант и т.д. Не будь музыка так тесно слита с наукой, наверное, люди до сих пор бы стучали в бубны:)
Обычно, когда говорят о теории музыки, подразумевают элементарную теорию музыки. Элементарная теория музыки это лишь основа, начало обучения, букварь музыканта, без которого невозможно любое осознанное творчество. Сама же теория музыки гораздо шире. И если до XX века теория музыки изучала ограниченное число дисциплин, то в настоящее время это понятие практически приравнивается к современной теории композиции.
Таким образом, необходимо разделять эти понятия.
Сама же элементарная теория музыки делится на несколько подгрупп:
1.Классическая – основная масса учебников предлагает изучение этого типа теории
2. Эстрадная – собирательное понятие для джазовой, рок и т.д. теории.
В чем необходимость разделения?
Проблема в том, что классическому музыканту не нужны многие понятия, которыми пользуются джаз и рок музыканты – ровно, как и наоборот. Такие понятия как свинг, shuffle, groove и проч. изучают с “пеленок” на Западе. У нас же пока все это на уровне факультатива.
Рассмотрим основные элементы, которые изучает элементарная теория музыки:
Нотография – здесь подразумеваются элементарные правила фиксации музыки, запись ритма, метра, высоты, знаки сокращения и т.д.
Многие рок и джазовые музыканты игнорируют такое простое умение как знание и умение читать ноты. Однако здесь достаточно одной аналогии: если Вы встретите человека, который Вам скажет, что он не умеет читать книги потому, что ему достаточно умения говорить и буквы он и так знает, то Вы как минимум удивитесь его безграмотности. Поэтому избегайте музыкальной безграмотности (и хотя есть примеры обратного это всего лишь исключения подтверждающие правило). Это необходимо в первую очередь Вам и музыкантам, с которыми Вы работаете или будете работать. Объяснение на пальцах наихудшая из музыкальных коммуникаций на репетициях, отнимающая кучу времени.
2. Мелодика – изучает строительный материал мелодии. Гаммы, лады, тяготения ступеней, развертывание мелодии. Основные изучаемые компоненты звуковысотная линия, метроритм и ладовая основа.
Мелодика описывает характер движения мелодии (плавный, скачкообразный, вверх, вниз), кульминации и т.д. Ладовая основа это функционирование мелодии в определенном ладу и законы позволяющие отделить один лад от другого.
Метроритм в мелодии отвечает за ее звучание и напряженность (например, от того на какие доли приходятся разрешения зависит стилистика мелодики).
3. Гармония в элементарной теории музыки изучает интервалы (в тональности и абстрагировано от тональности) и их разрешения, а также типы простых аккордов – трезвучия, септаккорды и их обращения и их функционирование в тональности. Как правило, в теории музыки не изучают голосоведение, построение гармонических последовательностей и многое другое, что относится всецело к сфере гармонии. Также рассматривается теория функций (T-S-D)
4. Синтаксис это введение в анализ форм произведения. Синтаксис изучает членение музыкальной речи на элементарные структуры.
Основные понятия: цезура, мотив, фраза, предложение период, синтаксические структуры. Также синтаксис описывает простые формы двух и трех частную. Знание синтаксиса развивает глубокое и осознанное понимание музыки и законов ее развития.
5. Фактура – изучает способы воплощения музыкальной мысли. Изучает такие элементы как фигурации,проходящие и вспомогательные звуки, монодия, гетерофония, полифония, гомофония и т.д
6. Ритм – изучает наиболее важные понятия, связанные с ритмом: метр, ритм, размер, темп. Также изучает фиксацию ритма, различные типы ритмического движения, синкопы, паузы, полиритмию и полиметрию.
Кроме того в джаз и рок теории изучаются характерные ритмические фигуры (свинг, рок-н-ролл, самба и т.д).
Это основные элементы теории музыки, с которых необходимо начать ее изучение. Естественно, что эта схема условна и не включает некоторые второстепенные понятия (модуляции, транспозиции, мелизматика), которые являются частью других более крупных элементов.
Музыка XX на 99% рождена теоретическими изысками композиторов.
наверное XX века
Денис, а можете посоветовать какую-нибудь литературу не по классической теории музыки, а по эстрадной? Хотелось бы именно это поподробнее изучить =)
Денис Здравствуйте! Я могу сказать,что мне все представленные темы интересны и важны! С наступающим праздником Вас!!!
Спасибо за ваш контент! 🙂
У вас опечатка: 1.Классическая — основная масса учебников предлагает этот тип теориЯ.
И не совсем понял, тоже опечатка что ли: 3. Гармония — … в теории музыки не (???) изучают голосоведение, построение гармонических последовательностей и многое другое, что относиться всецело к сфере гармонии.
Ответьте пожалуйста 🙂 или просто поправьте
Все верно – голосоведение, последовательности изучаются гармонией, а не в курсе теории музыки