• Корзина пуста.

Развод мелодии и гармонии

В книге Питера Ван дер мерве Origins of the popular style : the antecedents of twentieth-century popular music есть очень интересная глава, которая посвящена так называемой легкой музыки или по английский parlour

И достаточно большой раздел этой главы посвящён истории того, как в тонально-гармонической музыке мелодия приобретала постепенную самостоятельно от гармонии.

Один из разделов книги так и называется отчуждение мелодии и гармонии.

Прослеживая постепенную эмансипацию неаккордовых ступеней начиная со времен Моцарта и до начала XX мы можем заметить как музыка постепенно приходит к приему, который сегодня называется развод мелодии или гармонии

Первое достаточно яркое независимое поведение неаккордовых звуков мы можем найти в венском вальсе.

Даже есть определение Венская нота, которое обозначает переход 7 ступени лада, в 6 – то есть фактически нарушение связи доминанта тоника

Постепенно, к началу 20 века, такое независимое поведение неаккордовых звуков стало нормой как и для легкой музыки, так и для академической.

Однако с появлением джаза и коммерциализацией поп-музыки на какое то время данный прием забылся.

Его подлинный расцвет для современной музыки приходится на эпоху появления рок музыки и это парадоксально, но связан он не с классической традицией, а в основном с влиянием блюза на рок, а затем и поп-музыку.

Итак, для того, чтобы понять что такое развод мелодии и гармонии и как он работает в современной музыке нам нужно вернуться к основам.

А именно к взаимоотношению мелодии и гармонии в музыке классического периода так как это стиль музыки, в котором организация высоты тона была тщательно изучена, так что он дает полезную точку для сравнения. 

Гармонически большая часть современных стилей, будь то поп или рок музыка достаточно традиционны в плане гармонии, так как обычно используют трезвучия, септаккорды и стандартные варианты их движения. За исключением квинтовых интервалов, заменяющих аккорды, которые являются отличительной чертой рок-стиля. 

Общее правило, которое применяется к подавляющему большинству неаккордовых тонов в классической музыке, заключается в том, что они “ разрешаются поступенным движением ” – переходя к другой ноте, которая находится на ближайшей ступени лада – получается всегда ход на малую или большую секунду

Несмотря на то, что ноты не входящие в состав аккордов могут встречаться в классической музыке, главное отличие состоит в том, что в любом контексте эти звуки подразумеваются как неаккордовые и следуют логике неаккордового звука

Так как в рок музыке часто используется пентатоника, то ход на ступень здесь будет считаться и ход на малую секунду если он идет к ближайшей ступени пентатоники, что создает некоторые сложности в интерпретации хода неаккордового тона в неаккордовых мелодиях.

Как я уже упоминал ранее истоки данного приема в рок музыке лежат в блюзе, для которого достаточно характерно мышление не от гармонии, а от лада. Например, вокалисты или блюзовые гитаристы очень часто могут повторять одну и ту же фразу в пентатонике, несмотря на то, что формально она не согласуется с гармонией.

При этом дополнительную неопределенность создает использование интервалов или квинтаккордов, так как в них нет терции, что косвенно тоже является причиной более свободного обращения с мелодией.

Классическим примером такого подхода является песня группы Beatles Drive My Car, в которой одна и та же фраза повторяется несмотря на изменения гармонии.

Может показаться, что в при таком подходе мы не принимаем во внимание мелодико-гармоническую координацию, однако в таких ситуациях слушатель слышит, что связь мелодии к гармонии временно приостановлена, то есть в рамках целой композиции или части возникает своеобразный контраст неразрешенные ступени и разрешенные.

Нередко неаккордовые звуки могут идти как бы разрешаясь в неаккордовую 

Теперь рассмотрим более глубоко как работает развод и поговорим про 3 типа нарушения взаимодействия мелодии и гармонии

  1. Структурный развод
  2. Луповый развод
  3. Синтаксический развод

Все три типа имеют одну общую черту: когда мелодико-гармонический развод существует, мелодия обычно вращается вокруг тонического трезвучия. По сути, это означает, что ноты тонического трезвучия, которые всегда устойчивы на самом глубоком структурном уровне уровне, могут при определенных обстоятельствах выступать в качестве стабильных тонов, даже если они диссонируют с гармонией первого плана.

Структурный развод

1 пример

“Jumpin’ Jack Flash” by the Rolling Stones – вспомогательный аккорд C Bb C

Мелодия движется без смены гармонии. Мелодия не участвует в этом соседнем движении, оставаясь на ♭3 на всем протяжении, создавая, таким образом, пример мелодико-гармонического развода.

Основа данного подхода это использование вспомогательных или украшающих аккордов.

Например, основной аккорд, нижний вспомогательный (часто 7b) на 3 долю или 4 или даже целый такт в быстром темпе

Также такую функцию может выполнят аккорд IV ступени на слабой доле, при этом мелодия также остается на тонике

Такой же подход можно найти у Beatles

 A Hard Day’s Night

Loop divorce

Луп – зацикленная 2х, 4х аккордовая последовательность со статичным звучанием, как правило не имеющая явно выраженных тяготений, кадансов. Может начинаться и заканчиваться на любом аккорде, повторяется бесконечное количество раз (основа для песни).

Так как гармония в этом случае не создает ощущения движения и устремления вперед, на первый план выступают другие художественные элементы и приемы – в частности мелодия, которая становится независимой от гармония, в том числе для того, чтобы создать нужное движение/напряжение.

Так как нередко песня состоит их 4х аккордов, то именно мелодическое движение создает цезуры, разграничение разделов формы

Jane’s Addiction’s “Jane Says”

Аккордовый луп работает как грув, не создавая никакой формы и не влияя на мелодию

Бридж:

в гармонии тоже самое, в мелодии доминанта

В поп музыке закономерно возникновения из-за луповости гармонии. Сравните гармонию оригинала песни и ремиксов/каверов:

 “Аккордовая прогрессия – это скорее следствие, которое используется качестве фона для мелодии, а не как структурная особенность песни. В ремиксах она является в буквальном смысле “послесловием”. Добавленная к уже существующей вокальной линии, но даже в оригинальной версии ясно, что структура мелодии концептуально предшествует аккордам. Тот факт, что артисты, делающие ремиксы или каверы “Call Me Maybe” не считают необходимым сохранять оригинальную аккордовую прогрессию, говорит о том, что мелодия сама по себе содержит основные аспекты песни. Гармония, таким образом, не только отделена от мелодии, но и иерархически подчинена ей.”

Синтаксический развод

Nowhere Man Beatles

Мелодия кадансирует в ми мажоре, в это же время в гармонии минорная  субдоминанта, которая никак не связана с мелодическим движением, фактически плагальный каданс начинается на такт позже, автентического каданса в мелодии

Maroon 5 – Sunday Morning

Можно предположить, что мелодия это просто надстройка гармонии, а не развод, однако наиболее важной особенностью мелодии является ее структура вида: нисходящее арпеджио тонического трезвучия. И мелодию, и гармонию лучше всего воспринимать как участников трехступенчатого движения к тонике. Мелодия это арпеджио тонического трезвучия, которое движется вниз, стремясь к 1, а гармония использует типичную прогрессию ii-V-I

Рассмотрение мелодических тонов как аккордовых надстроек, и, следовательно, как части гармонии, упускает из виду структуру мелодии как арпеджио тонического трезвучия. Кроме того, гармонии бэк-вокала также арпеджируют тоническое трезвучие.

Развод мелодии и гармонии редко используется на протяжении всей песни, а чаще всего выстраивается иерархия вида слабый куплет сильный припев (как в роке) или что характерно для поп музыки – слабый куплет и припев и сильный прехорус (Katy Perry, “Firework)

22.06.2022

0 комментарий (-ев) к статье "Развод мелодии и гармонии"

Оставить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Hide picture