Одной из распространенных форм музыкальной фактуры является остинато, которое в эстрадной музыке получило название рифф (от англ.riff – в комедии короткое точное замечание по существу дела).
Остинато по всей видимости является древнейшим способом создания музыки. Шаманские ритуалы с бесконечным повторением одного и того же ритма лучшее тому подтверждение.
Рифф – это мотив или фраза,которая настойчиво повторяется в одном и том же голосе. За основу повторения может быть взят ритм, часть мелодии и вся мелодия (встречается реже в основном в стариной музыке).
В изначальном виде остинато должно быть неизменным на протяжении всего произведения. Однако в современной музыке фигура может варьироваться и изменяться в зависимости от гармонического сопровождения.
Поскольку не каждую форму остинато можно назвать риффом, то удобнее будет использовать следующее правило – остинатные фигуры в рамках эстрадно-джазо-роковой и т.д. музыки будем называть риффом, а все остальное остинато.
Главное отличие остинато от риффа в невозможности вносить изменения. При остинато гармония и мелодия подстраиваются под фигуру, а в риффе наоборот фигура видоизменяется в зависимости от музыкального контекста.
Для выделения различных типов остинато я решил использовать хронологический метод, поскольку разделение по другому типу не позволит охватит максимум возможных форм остинато. Кроме того для каждого инструмента существуют свои особые формы воплощения этой фактуры,которые каждый инструменталист найдет без труда.
Остинато в классической музыке
Одно из старейших видов остинато – это бассо остинато (или по другому basso lamente) получившее распространение в полифонической музыке. Основу бассо остинато составляет басовая фигура, как правило равная форме. На основе этой модели выстраиваются вариации в мелодии и гармонии. Различные басовые фигуры дали названия формам вариаций (например, фолья ,чакона,пассакалья и т.д.)
Эти формы встречаются еще у Баха. Это наиболее простой способ построения крупной формы без использования контрастных частей.
В дальнейший период остинато потеряло свою актуальность,хотя и использовалось Моцартом (конец 2 акта Женитьбы Фигаро).
В конце XIX-начале XX века остинато пережило свое второе рождение. Начиная с Дебюсси, Стравинского и вплоть до наших дней оно используется для создания нефункциональных сочетаний аккордов, а в модальной музыке остинато создает необходимое ощущение центрального тона.
Остинато в африканской музыке
Многие инструменты найденные на африканском континенте используются для создания остинатных фигур. К таким инструментам относиться ламеллофон, балафон и др. Также для создания остинатных фигур используются различные струнные инструменты (например, кора).
Основу африканских остинатных ритмов составляют перекрестные (полиритмичные) фигуры. При этом один и тот же инструмент играет, как основной бит, так и перекрещиваюшуюся фигуру.
Одна из распространенных фигур африканского остинато:
Огромное влияние на африканскую музыку оказала европейская традиция.
Многие современные африканские группы используют гитары в качестве остинатного инструмента. В качестве основы используются аутентичные африканские ритмы калимбы в сочетании с фанковыми фигурами.
Кевин Мур в статье об африканской музыке сказал: для латинской музыки последовательность I-V-IV-V настолько же важна, насколько 12 тактовый блюз для североамериканской.
Эта последовательностью является основой многих риффовых фигур. На ней построены такие известные песни как La Bamba, Guantanamera, Pare cochero и многие другие.
Дальнейшее воплощение африканское остинато находит в кубинском guajeo.
Guajeo – это типичные остинатные фигуры кубинской музыки,как правило основанные на синкопированном исполнении арпеджио.
По сути, guajeo это совмещение европейского и африканского остинато. Изначально это были ритмические фигуры, исполняемые на инструменте tres, трёхструнном родственнике гитары. Сегодня термин guajeo используется для обозначения вполне определенных остинатных фигур фортепиано ,баса, саксофона и т.д.
Guajeo является основой современной сальсы и латинского джаза.
Пример фигуры guajeo(позже будет подробный обзор этого стиля).
Фигуры guajeo оказали огромное влияние на рок-н-ролл, джаз и популярную музыку.
Пример использования фигур ala guajeo у Beatles песня I feel fine:
Итак, идём дальше и рассмотрим риффы в том понимании, какое они имеют в роке. Для начала несколько примеров.
Черты характерные для рок-риффов: имеет небольшую длину(чаще всего 4 такта) играется в нижнем диапазоне используется перегруз
В джазе риффом называют короткую фигуру, которая постоянно повторяется на фоне меняющейся мелодии.
Рифф может выступать в качестве рефрена или своеобразной перебивки между импровизациями разных солистов.
Как правило рифф играет ритм-секция и он формирует фактуру аккомпанемента.
Хотя риффы являются основой для латиноамериканской музыки, джаза и фанка, все же эта техника используется и в классической музыке.
На простом риффе, в частности, основано знаменитое Болеро Равеля. Рифф который неизменно повторяется на малом барабане.
Риффы могут быть простым состоящими буквально из одной ноты и сложными длиной в 4 или 8 тактов.
В джазе и ритм-н-блюзе некоторые риффы являются стандартными и применяются в качестве вступлений. Например, Дюк Эллингтон использовал рифф из вступления к теме Night Train в другой своей теме Happy-Go-Lucky Local.
Практика заимствования риффов являлась популярной в середине XX века. Рифф Чарли Паркера из темы Now it’s time был позже использован в танцевальном хите The Hucklebuck. То есть, по сути музыканты занимались своеобразным сэмплированием понравившихся риффов.
Riff Driven
Как и большинство американизмов это непереводимый термин, который используют для описания песни построенной на повторении риффа, который может быть мелодией, партией аккомпанемента либо развернутой каденцией также рифф может выполнят роль лейтмотива (как в песне Smoke on the water). Большинство таких песен распространено в роке, джазе, блюзе.
Основная цель таких песен “запасть” в подсознание слушателя.
Как правило, структура песен основана на простом соотношении вопрос-ответ, что напоминает форму рондо и еще сильнее способствует запоминанию материала.
Несколько примеров песен стиля riff driven “I Feel Fine” The Beatles, “(I Can’t Get No) Satisfaction” The Rolling Stones, “Black Dog” by Led Zeppelin, “Outshined” Soundgarden, “Enter Sandman” Metallica, “Smoke on the Water” Deep Purple и “Symphony of Destruction” by Megadeth.
Vamp
Этот термин является синонимом риффа, однако имеет несколько отличий. Если под риффом подразумеваем чаще всего одноголосную линию,или интервальную, то vamp это практически всегда аккордовая фигура состоящая из простых аккордов или секвенции аккордов. Типичный пример это фанковые гитарные фигуры. Именно в фанке и госпеле,соуле распространен этот термин. Пример vamp фигуры
Кроме того термин vamp употребляется в значении – импровизировать простой аккомпанемент или легкую мелодию.
Джазовый темы в которых использована техника vamp “A Night in Tunisia”, “Take Five”, “A Love Supreme”, “Maiden Voyage”, “Cantaloupe Island”
Техника vamp аккомпанемента широко использовалась джазовыми и фьюжн музыкантами. Тема Майлза Дэвиса построена на фигуре из двух нот (Sooo What?), которые исполняет фортепиано и труба. Музыка основана на повторении vamp фигур с легкой руки Barry Kernfeld получила название vamp music.
Пример использования vamp фигуры в роке это балладная часть в песне Bohemian Rapsody группы Queen.
В Госпел и сул vamp фигуры чаще всего используются для создания развернутых концовок на фоне которых вокалисты показывают возможности своей техники.
В фанке 70 многие vamp фигуры представляли собой заимствованные одно- или двух- тактовые вступления базирующиеся на 1,2 аккордах. Но в фанке такие фигуры являлись основой целой песни. Пример фанкового вампа:
В джазе, блюзе и роке большинство песен построены на смене аккордов и гармонических последовательностях,что позволяет создавать спады и напряжения и удерживать внимание слушателя.
В фанке же основой композиции является ритм и тембр (баса и различных подкладов), которые развертываются на основе одного аккорда. Гармония в фанке играет второстепенную роль и помогает склеивать контрапунктические наложения остинатных линий.
Теперь рассмотрим риффы и остинато в электронной музыке.
Поскольку электронная музыка возникала, по сути, из слияния академической традиции и поп-музыки,то естественно, что практически сразу же начали появляться инструменты с уже запрограммированными остинатными фигурами. Первые фигуры появились в синтезаторах Moog, а также в приборах известных под названием Buchla. Такого рода секвенции сохранились и до нашего времени и сложно найти синтезатор или vst, где не было бы пары известных секвентных паттернов.
Представители Берлинской электронной школы, такие как Tangerine Dream и Klaus Schulze использовали басовые секвенции, а также простые риффовые фигуры в качестве основы для своих композиций. Очень часто такая фигура может повторять без изменения на протяжении всего произведения.
Позже появился эффект арпеджиатор, который позволял создавать секвенции на основе выбранных параметров (например, гамма играется в пределах двух октав квартами или в пределах трех октав рандомным мажорным трезвучием).
Многие группы стиля Synth Pop использовали басовые фигуры созданные арпеджиатором.
В целом большинство танцевальных разновидностей электронной музыки построены на повторении различных остинатных фигур.
Остинато в индийской музыке
При сопровождении некоторых традиционных индийских танцев исполнитель использует заранее заданный остинатный мелодический рисунок, который повторяется на протяжении всего представления (традиционным является инструмент Саранги). Такие фигуры называются Lehara или Nigma. Они создают устойчивую мелодическую основу для импровизации.
По сути, это готовые мелодические патерны которые кроме того соотносятся с ритмическими ( Тала – система построения ритма в Индийской музыке) и темповыми( laya). Исполнитель использует их как основу для импровизации то отклоняясь, то снова возвращаясь к ним. Также Lehara можно назвать “мелодическим метрономом”.
В качестве примера привожу несколько Lehara в нотной записи:
Также послушайте небольшой фрагмент записи:
На этом заканчивается обзор основных форм остинато.
Подведу небольшой итог:
Остинато появилось в начале зарождения музыки и проявлялось в монотонных ударах по бубнам и прочим инструментам во время шаманских ритуалов.
Во времена барроко эта техника была очень популярна и использовались как басовые остинато (для создания Пассакалий и Чакон), так и различные ритмические остинато в верхнем голосе.
В течении 200 лет техника остинато была забыта и начала возрождаться одновременно в академической музыке (Дебюсси, Стравинский) и популярной музыке.
Постепенно остинато расщепляется на несколько самостоятельных видов таких как рифф и техника vamp. И в том и другом случае используется техника варьированного повтора, однако в риффах всегда заранее оговорено количество повторов, а техника vamp позволяет импровизировать до бесконечности (с этим связано распространение этого приема во фьюжн и концовках soul песен).
В современной музыке (в частности электронной) до 90% всех элементов музыкальной фактуры могут состоят из остинатных партий.
Таким образом, можно сказать, что это наиболее популярная и гибкая композиционная техника, которая позволяет создавать как сложнейшие симфонический произведения (Шнитке, Стравинский), так и рок хиты.
не видно 1, 3 и 4 картинки
спасибо. исправили
вам спасибо, что исправили)