Один из самых распространённых типов аккорда – септаккорд. Септаккордом называется аккорд из четырех звуков расположенных по терциям. Между тоникой аккорда и его верхней нотой образуется интервал септимы (отсюда название аккорда).
Септаккорды являются основой гармонического движения в джазе. В состав всех типов септаккордов входят диссонансы, поэтому они звучат более напряженно, чем трезвучия и звучат менее устойчиво.
Самым легкий способ построить септаккорд это добавить терцию к какому-либо трезвучию. Поскольку существует четыре типа трезвучий и 4 типа терций, то теоретически можно получить 16 различных септаккордов, однако на практике наиболее распространены следующие:
1.Большой мажорный септаккорд (большая септима между тоникой и септимой аккорда)
2.Малый мажорный или доминантсептаккорд (строится на 5 ступени)
3.Малый минорный септаккорд (минорная септима + минорное трезвучие)
4. Полуменьшенный или малый вводный (строится на 7 и 2 вводных ступенях)
5. Большой минорный септаккорд (минорное трезвучие + большая септима)
6. Уменьшенный септаккорд
7.Септаккорд с пониженной 5(обозначение 7b5)
8. Септаккорд с повышенной 5(7#5)
Таким образом, если отбросить аккорды одного характера (аккорды с альтерациями, которые, по сути, не меняют функциональное звучание аккорда), то мы получаем пять основных классов септаккордов.
1. Maj (Большой мажорный)
2.7(септаккорд)
3. m7 (минорный септ)
4. m7b5 (полууменьшенный)
5. o или dim (уменьшенный)
Это основные пять классов, на основе которых можно построить любой аккорд терцового строения. Любой многоэтажный аккорд можно привести к одному из этих пяти классов.
На основе этих 5 классов образуется 60-ричная аккордовая схема тональностей (12 полутонов*на 5 классов аккордов). Важной особенностью септаккордов является многозначность их обращений. На этом принципе построены некоторые концепции аккордовых замен.
Например, первое обращение минорного септаккорда
имеет те же звуки, что и мажорный аккорд с секстой (в данном случае F6)
А обращение полууменьшенного аккорда имеет те же звуки, что и минор с секстой(Dm6)
Как видите один и тот же звуковой состав аккорда относится к двум абсолютно разным классам. Минор и мажор, уменьшенный и минор. Очень часто такие пермутации приводят к гармонической путанице. Чтобы этого избежать, необходимо четко представлять какую функцию несет в себе определённый аккорд относительно конкретной аккордовой последовательности.
Обращения доминантсептаккорда
Поскольку доминантовый септаккорд является наиболее употребительным, то его обращения также имеют свои названия. Хотя, с точки зрения практики, обращения не слишком важны, знать их все же необходимо, поскольку каждое обращение имеет своё звучание, и ,кроме того, обращения не заменимы при выстраивании правильного голосоведения в гармонии.
Первое обращение квинтсекстаккорд
Второе терцквартаккорд
Третье секундаккорд
Как Вы наверное догадались, названия, по традиции, даны по характерным интервалам аккордов. На основе другого обращения построена система тритоновых замен, без которой невозможно представить джазовую гармонию.
Возьмем аккорд С7и5 и построим его обращения
Обратите внимание на второе обращение от ноты Gb – если сделать энгармоническую замену,
то получим
Отсюда следует, что аккорды расположенные на расстоянии тритона могут заменять друг друга, как родственные.
Другие аккорды
Аккорд m(maj7) – является редко используемым и ,как правило, обозначает минорную тонику в гармоническом миноре. Звучит очень напряженно, за счет 7 повышенной ступени.
Уменьшенный септаккорд имеет всего три позиции, поскольку состоит из малых терции. Поэтому существует всего три типа уменьшенного септаккорда от С, От C# И от D. Уменьшенный от Eb будет являться обращением уменьшенного C и т.д.
На нотном листе сложно воспринимать, да и терминалогия более проффесиональная – тяжело читать, а еще сложнее понимать. Мое мнение было бы лучше, если бы нотные листа были на клавиатуре фортопиано… Да, так было бы легче и понятнее более широкой аудитории.
Скоро будут видеоуроки по схожей тематики,надеюсь они будут более понятными
Для начинающих, конечно, сложнова то. Но, смотря с “колокольни” тех, кто когда-то изучал теорию и гармонию, Ваши статьи и уроки просто наслаждение, Денис. 🙂
Спасибо.
Про обращения странно – то не так важны,то не заменимы…
Большое спасибо! Многое стало понятно после прочтения данной статьи.
Текст написан безграмотно в отношении русского языка, и с описками, которые введут в заблуждение начинающего музыканта. “Минорной” септимы не существует. Есть малая и большая.
https://en.wikipedia.org/wiki/Minor_seventh
Учеными доказано – люди выискивающие ошибки имеют неприятный характер