• Корзина пуста.

Тетрахорд

В этой статье мы поговорим с вам об основах образования ладов на основе тетрахордов. Это система, которая использовалась в древней Греции и с определенными поправками перешла в классическую и современную музыку.

Тетрахордом называется отрезок лада из четырех звуков или просто 4х ступеневый звукоряд ( от слов тетра – четыре и хорд струна).

Система тетрахордов была базовой в греческой музыке и использовалась для построения ладов.

Сегодня большинству музыкантов тетрахорды известны из уроков сольфеджио. Как правило, гамму мажора или минора разделяют на 2 тетрахорда и поют сначала один, а потом на октаву ниже второй, что позволяет ученикам с небольшим диапазоном голоса петь лад от любой ноты. В нотной записи это выглядит следующим образом:

2016-07-30_00-28-42

Однако главное удобство тетрахордов не в том, что их можно использовать в сольфеджио, а том что любой лад состоит из тех или иных тетрахордов, что позволяет очень легко запомнить структуру ладов, а также изобретать свои собственные.

Так как одним из важных условий для образования тетрахорда является его поступенность, то любой тетрахорд ограничен диапазоном кварты (это одно из определений тетрахорда в целом – лад из четырех звуков в пределах кварты)

Поэтому количество тетрахордов конечно. Вот  некоторые из них.

2016-07-30_00-33-13
тетрахорды
тетрахорды Сочетая тетрахорды друг с другом мы можем получить все известные лады.

Например, мажорный тетрахорд ( он же называется ионийским)

мажорный тетрахорд

в сочетании с мажорным дает обычный мажор, в сочетании с минорным мелодический минора, в сочетании с увеличенным тетрахордом гармонический.

Сочетая фригийский тетрахорд с фригийскийм получаем фригийский лад:

2016-07-30_00-37-56

лидийский с мажорным получим лидийский лад

Такой подход позволяет взглянуть на лады, как более простую организацию звуков и быстрее запомнить их звучание. Все что Вам нужно это научиться петь 4 звука тетрахорда и сочетать их с другими тетрахордами.

Данный подход проверен годами и однозначно рекомендуется всем изучающим теорию музыки и сольфеджио.

Используя сочетания разных тетрахордов вы можете получать новые звучания и лады. Например, 2 лидийский тетрахорда дадут незамкнутую в октаву ладовую систему, а смещение 2 минорных тетрахордов дает уменьшенный лад.

Здесь нужно помнить о том, что базовые правила говорят о разделении тетрахордов расстоянием квинты, то есть независимо от того на какой ноте заканчивается первый тетрахорд, второй всегда начинается с 5 ступени. Но так как ступень может быть понижена, то возникает возможность для сочетания 2 минорных тетрахордов

09.01.2021

1 комментарий (-ев) к статье "Тетрахорд"

  1. у вас на картинке с фригийским тетрахордом + фригийский написано “фригийский” и “минорный” хотя полутона располагаются и там, и там 1 2 2
    Если 2 2 1 – мажорный, а 1 2 2 – фригийский, то минорный это 2 1 2 – минорный? Какой тетрахорд минорный, а какой фригийский?

    Еще написано, что мажорный тетрахорд в сочетании с мажорным дает обычный мажор,
    в сочетании с увеличенным тетрахордом гармонический мажор
    а в сочетании с минорным мелодический минор. Как может быть мелодический минор, если первый тетрахорд мажорный? Немного не понятен этот момент

Добавить комментарий для kushi Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Hide picture