В самом простом смысле можно сказать, что существует всего два способа выбрать ноты для импровизации. Первый это играть Inside, то есть внутри тональности, которая соответствует аккорду или использовать звуки лада, который соответствует аккорду. Второй играть Outside, то есть вне лада, вне аккорда.
Однако такое простое деление не отображает, то как технически реализуется эта техника в импровизации, а также как именно импровизатор мыслит.
Обычно одна нота вне лада/аккорда (например, С# на аккорд Cmaj7) создает ощущение фальшивой, непродуманной игры. В тоже время группа нот из другого лада/тональности может звучать более осмысленно, создавать сферу нового лада вокруг небольшой мелодической ячейки. Это в каком то смысле похоже на технику полиаккордов. Представим, что мы хотим обыграть полиаккорд C/Db.
Играя арпеджио Db под С мы получим звучание нужного полиаккорда. Это, по сути, и есть техника Outside!
Когда вы только начинаете заниматься освоением этой техники, то у вас могут возникнуть такие вопросы:
- Как соотносятся ноты Outside с аккордом на который они накладываются.
- Как соотносятся ноты между собой внутри фразы?
- Как техника Outside работает в контексте формы? То есть, как войти и выйти из Outside фразы
Существует немало мифов относительно игры вне. Например:
В технике Outside можно брать ноты в случайном порядке (конечно же нет, так как именно в этой технике важна максимальная продуманность)
Игра Inside и Outside это диаметрально противоположные техники (на самом деле есть градации звучания и разная степень напряжения)
Outside подходит только для сложной музыки
Outside касается только выбора нот
Это все конечно же заблуждения, которые мешают пониманию самой техники.
Степень напряжения
Очевидно, что ноты Inside это ноты лада, которые лучше всего соответствую аккорду, а ноты Outside это оставшиеся хроматические звуки. Но каждый из этих звуков имеет свою степень напряжения, которой мы должны уметь управлять.
Простая схема:
Максимальная степень напряжения: Неаккордовые звуки
Средняя степень напряжения: надстройки 9, 11,11#, 6, 7. В maj и 7 – 4, 4# более напряженные. В миноре 4# и 7
Нет напряжения: 1,3,5
Пентатоники и политональность
Базовая техника использования Outside звучания это исполнение пентатоники из другой ладотональности, что создает политональное звучание. Используя 3 степени напряжения звуков мы можем сопоставить пентатонику и аккорд и получить градацию напряженности.
Например, сыграем на аккорд C пентатонику Db.
Звуки пентатоники: Db Eb F Ab Bb
Мы видим, что здесь есть 1 звук средней напряженности Bb7 и 4 максимально напряженных (Db 2b Eb 3b Ab 6b F4)
Получается крайняя степень напряжения. Обозначив напряжение звуков цифрами от 1 до 3 получаем 14.
В тоже время наложение пентатоники С на С дает нам:
C 1 D 2 E 1 G 1 A 2 – цифру 7, то есть можно сказать, что напряжение для пентатоники Db в наложении на аккорд С в два раза сильнее.
Так мы можем выстроить таблицу пентатоник в порядке увеличения напряжения:
C G F D Bb A Eb E Ab B Db F#
Сопоставив звуки пентатоник и аккорд С вы заметите, что до аккорда A мы будем получать умеренное Outside звучание, которое даст звучание ладов. Например, при наложении Bb пентатоники на С получим звучание миксолидийского лада.
Дальше же, начиная с A, напряжение растет, получая предельную диссонантность в тритоновой пентатонике и полутоновой по отношению к приме исходного аккорда.
Не сложно заметить, что эти тональности мы можем найти в квинтовом круге. По сути, здесь идет движение по квинтам в разные стороны. Сравните:
C G D A E B F#
F Bb Eb Ab Db
Минорный аккорд и Outside
Так как минорному аккорду соответствует пентатоника расположенная на 3 ступени аккорда (Eb для Сm), то мы без труда можем перенести эту схему. Для Сm получим
A E D B G F# C Db F Ab Bb Eb
Перенесем на круг и увидим ту же картину, что и раньше:
В следующей статье поговорим о практически приемах использования Outside техники в импровизации
0 комментарий (-ев) к статье "Техника Outside в импровизации"