Импровизация -сочинение музыки в процессе исполнения.
Это один из древнейших видов музыкального искусства в современном мире реализуется в самых различных формах.
Поскольку одним из самых приоритетных направлений в деятельности онлайн колледжа Study Music я поставил обучение импровизации, то по этому поводу решил написать цикл статей о различных видах этого искусства.
В данном цикле статей я попытаюсь подробно разобрать существующие стили импровизации и подходы к их освоению.
Начнем с разбора двух наиболее важных видов импровизации.
Существует немало стилей импровизации, но в целом можно выделить две большие области импровизационной музыки -это свободная импровизация и тематическая импровизация или стилевая.
Каждый из этих типов импровизации уникален по своему, хотя во многом они и пересекаются и используют много одинаковых выразительных средств. Это объясняется тем, что любая импровизация развивается по законам музыкального искусства, без соблюдения которых она не может существовать.
С другой стороны, разница между свободной и стилевой импровизацией огромна. Каждый способ организации сиюминутной композиции нацелен на реализацию различных музыкальных целей.
Свободная импровизация это неограниченное никакими рамками музыкальное произведение, которое создается здесь и сейчас. В таком виде импровизации ограничения исходят только от исполнителя и не имеют звуковой предопределённости.
Рассмотрим подробнее, в чем же проявляется свобода.
В любом импровизационном стиле существует своя сложившаяся система формообразования, интонирования, метроритмической организации и т.д.
К примеру, джаз имеет более 10 направлений, тем не менее любой музыкант сможет отличить джазовую импровизацию от рок-импровизации или индийской раги. Это объясняется наличием заранее предопределенной системой образов.
В свободной импровизации не существует такой точки опоры. Здесь точкой опоры является исполнитель. И большую часть ограничений накладывает именно он.
- Это могут быть ограничения физиологического характера. Например, любой импровизатор ограничен только уровнем своей техники.
- Мировоззренческого (каждый музыкант имеет ограниченное количество слухового опыта)
- Инструментального (например, одноголосный инструмент предопределяет фактуру импровизации)
- Ансамблевого (количество исполнителей и их мастерство)
Исходя из вышесказанного, становится понятно, что свободная импровизация довольно сложный вид искусства, который предполагает умение играть в самых различных стилях музыки, начиная от этники и заканчивая додекафонией, что в свою очередь требует виртуозного владения инструментом, наличие отличного слуха и его связи с игровым аппаратом музыканта.
Можно сказать, что освоение свободной импровизации это высочайшая ступень развития музыканта.
Однако, при всей сложности, свободная импровизация это не мистическое, непознаваемое искусство. Ей можно и нужно обучаться любому музыканту.
Зачем мне это нужно если я хочу играть рок (джаз, блюз и .т.д.)?
В первую очередь развитие навыков свободной импровизации развивает Ваши музыкальные способности во много раз быстрее.
Во вторых, обучаясь свободной импровизации, Вы получаете возможность черпать вдохновение из неограниченного числа источников и преобразовывать это для воплощения своих идей.
В третьих, свободная импровизация это наиболее прогрессивная и новейшая форма музыки, которая в будущем будет только укреплять свои позиции и проникать во все стили музыки (об этом говорит опыт, например такой группы как Mars Volta).
C чего начать?
Если у Вас уже есть навыки импровизации, то путь к освоению приемов свободной импровизации должен начаться с отказа от привычных Вам средств выразительности. Забудьте про трезвучия, септаккорды, квартовые и другие банальные гармонии. Отбросьте тональную систему, используйте искусственные гаммы. Главная задача уйти от того, что Вы умеете в сторону того, что для Вас очень трудно и необычно. Преобразования должны происходить на всех уровнях музыкального знания.
Например, формообразование не должно напоминать знакомые всем 4-х, 8такты. Форма должна рождаться из мелодии. Также интересным является отказ от четкой звуковысотности в сторону шумовых звуков, эффектов. Такой подход позволяет Вам по новому взглянуть на свой инструмент. Когда Вы ищете что-то новое, а не используете устоявшиеся шаблоны, то раскрываете свой потенциал на 200%.
Рекомендую Вам позаниматься под минусовки с диска Aebersold 104 Free Play на котором записаны композиция для занятий свободной импровизацией.
]]>
Получил и прочитал несколько статей – впечатляет высокий профессионализм не только как музыканта, но и педагога. Так держать! И, кстати, скажу впечатление о Сайте – это лучший образовательный музыкальный сайт по джазу, который есть в мировом Интернете! Желаю вам успеха.