• Корзина пуста.

Виды гармонического движения

Как известно гармония является одним из главных элементов современной музыки. Ни для кого не секрет, что джаз, как явление с точки зрения музыканта — это во многом гармония.
С другой стороны большое количество современной поп, танцевальной музыки — это в чистом видео мелодие-гармония. То есть музыка основа которой это заранее заданная аккордовая последовательность.
Удобство гармонических оборотов ( это более актуальное название для любого обоснованного с точки зрения музыкальной логики движения аккордов) состоит в том, что они сразу же задают настроение, определенную форму и помогают набросать эскиз мелодии.

Поскольку существует множество стилей гармонии, то может показаться, что в каждом из них очень сложно разобраться и понять как они работают.
Однако есть несколько базовых принципов, которые можно услышать в любой музыке.

Поскольку главное в гармонии — это все такие смена одного аккорда другим, то базовый принцип гармонии это виды гармонического движения.

Разные исследователи выделяют от 3 до 7 видов гармонического движения.

Что подразумевается под гармоническим движением?
Здесь все очень просто — это интервальное движение между фундаментальными тонами аккорда.

То есть движение между тониками аккордов — независимо от голосоведения.

Итак, давайте выделим основные виды интервального движения. (часть классификации взята у Рогачева)

1. Кварто-квинтовое движение

Пожалуй самое популярное движение, так как является классикой гармонии. Основано на движение по квинтовому кругу и полная цепочка в диатонике будет записана следующим образом
По С мажору — C -F-B7b5- Em(e7)- Am-Dm- G-C
движение против часовой стрелки обязательно для тональной музыки
в модальной гармонии можно использовать обратное движение, но с соблюдением некоторых условий.

2. Диатоническое

Больше характерно для модальной музыки. В тональной гармонии встречается только при движении от S к D.
В джазе встречается чаще , как движение по звукам лада. Например, Dm-Em, или Am-Bm( для дорийской гармонии).
Имеет очень мягкое и «западное звучание» характерно для фанка и околоджазовых стилей.

3. Полутоновое нисходящее движение

Является усложнением кварто-квинтового движения. Чаще всего в виде Em7-Eb7-Dm7-Db7 ( как замена оборота III-VI-II-V).
Также в рок-музыке и особенно модальном металле и fusion может встречается движение по полутонам вниз без привязки к тональности.
Например, Am7 Abm7 Gm7 F#m7

В более сложных вариантах возможно совмещение полутонового движения баса с кварто-квинтовым в верхних голосах

4. Малотерцовое
Как правило, используется для простейшей замены аккордов и расширения функции.
Самые простые варианты замена тоникой параллельной тональности.
Например, C – Am, G-Em и т.д
Более интересный вариант для минора — это Am-F#m7b5 – то есть движение к аккорду дорийского лада.
Также в мажоре распространена замена по одноименному минору — например C – Eb ( особенно в роке и сонграйтинге)

5. Целотоновое восходящее

2 самых популярных оборота IV-V-VI и Vib-VIIb-I. Это кадансовые обороты. Для стимулирования движения используются те же обороты, но от аккордов основных функций. С-Dm-Em или G-Am-Bm7 (и например E7-Am-Dm-Db как завершение оборота).
Это движение используется для связывания различных функции и отдаления гармонии от тонального центра. Также возможно использование оборота в отклонениях.

6. Большетерцовое нисходящее

Используется в сложных заменах. Например, возьмем типичный оборот C-Fm – здесь все просто и логично. Теперь сделаем замену С на Am и получим данный тип движения — звучит намного интереснее и необычнее. При замене побочных доминант, позволяет сэкономить гармоническое время. Например, Bm7-E7-Am7-Dm7-C если представить Bm7 как замену D, то получим оборот Bm7-G-С. Результат — сокращение тактов и более свежее звучание

7. Тритоновая замена
Классика жанра:) Заменяем аккорды на отстоящие на тритона и получаем замену аккорда. Классический вариант знаком многим, а вот более продвинутая система уменьшенных трезвучий не всем по зубам. В целом тоника основной тональности окружается диатонической и тритоновыми заменами. Для C – это Am + Gb + Eb – каждая тональность ( или аккорд) принимается, как равный и выстраивается более сложна система из аккордов всех 4 х тональностей.
В чистом виде, как вариант движения встречается в таких оборотах как Bb-E7 ( например для Am это замена Dm + доминанта)

8. Одноименные мажоро-минор

Такой вид гармонии встречается например в песне Ace Of Base – All What She Want

video
play-sharp-fill

– обратите внимание как гармония меняется с C#m на C#, при этом однозначно не понятно, какая тональность является основной за счет мажорной S (F#)

Это не все виды движения — также возможно выделить смешанные виды и типичные модальные ходы. Но обозначенные 8 перекрывают более 99% всех движений гармонии в любой музыке.

23.03.2020

12 комментарий (-ев) к статье "Виды гармонического движения"

  1. Спасибо за статью, но тема не раскрыта, а очень интересна и важна.
    Тут получается, что просто пересказали с небольшими дополнениям содержание учебников. А тема, повторюсь, очень нужная.
    Так что ждем отдельные статьи и видео по каждому виду движения, и о том как из одного вида движения переходить в другой. Пожалуйста с множеством примеров 🙂

  2. Что-то про тритоны вообще плохо понятно. Можно немного подробнее объяснить пожалуйста.

  3. Да, тема будет полезна всем кто более-менее серьезно занимается музыкой. Спасибо.

  4. ‘Также в мажоре распространена замена по одноименному минору — например C – Eb’ –
    объясните пожалуйста тем, кто в танке где здесь замена и минор. Спасибо

    • C мажор – одноименный минор это Сm, III ступень это замена тоники. Для Сm – Eb замена, Cm – C одна тоника. С=Eb это на явная замена а расширенная.

  5. Денис, немного с квартовым движением непонятно. Если идти по чистым квартам, то немножко другая последовательность получится, как в классическом кварто-квинтовом круге, ну, то есть, C-F-Bb-Eb-Ab-… Здесь, как я понял, кварты подразумеваются, то есть, движение идет по ступеням. Я прав?

  6. Денис, в уроках 4 и 5 видеокурса мастер гармонии вы объясняете отличие связей между трезвучиями в тональной (кварто-квинтовая) и модальной (секундовая) системах. Но в схемах движений аккордов в обоих системах есть кварто-квинтовая связь, секундовая и терцовая связь. Могли бы вы пояснить этот момент?

  7. Денис, хорошее дело делаете. Но все слишком запутанно. Так я могу и в учебнике прочитать.. В чем же ваша фишка. Давно купил бы ваш курс, если бы все не так запутанно было бы.

    • ну так в курсах все подробно разъясняется. А еще вам нужно будет не один учебник найти, а штук 10 чтобы все это обобщить и понять как это работает для создания прогрессий. А я уже это все сделал и предложил на блюдечке, что называется.

Добавить комментарий для yem12 Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Hide picture