• ВОЙТИ
  • Корзина пуста.

Характерные интервалы

Характерные интервалы.


Предварительные понятия, о которых следует иметь представление, приступая к данной теме:

— разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые;

— интервалы: количество ступеней в интервалах; интервалы большие, малые, чистые; обращение интервалов; диссонансы и консонансы;

— тритоны;

— гармонический минор, гармонический мажор;

энгармонизм.

Характерные интервалы образуются:

— образуются в гармоническом миноре из-за повышения VII+ ступени.

— образуются сочетанием «сердечных ступеней»

(сердце тоники — III, сердце субдоминанты — VI,  сердце доминанты — VII)

VI        ум.7  
    
III  ум.4  
   
VII+  
ум.4    обращается  в   ув.5     VII+   III
 
ум.7    обращается  в   ув.2     VII+   VI
 

При разрешении

VI       →  V

III        —   III

VII+    →  I

Характерные интервалы гармонического мажора.

— образуются в гармоническом мажоре из-за понижения  VI  ступени.

— образуются сочетанием «сердечных ступеней»

(сердце тоники — III, сердце субдоминанты — VI,  сердце доминанты — VII)

VI    ум.4     ум.7  
   
III  
    
VII+   
ум.4    обращается  в   ув.5     III   VI 
 
ум.7    обращается  в   ув.2     VII   VI 
 

При разрешении

VI      →  V

III        —   III

VII      →  I

Давайте проследим, что происходит с интервалами в тональности из-за повышения и понижения этих ступеней.

Там, где в натуральном виде лада был большой интервал, там в гармоническом ладу получился малый. В этом наш слух не находит ничего необычного. Но там, где были интервалы малые или чистые, – там получились интервалы уменьшенные! А вот их наш слух воспринимает как нечто экстраординарное, «характерное».

Среди получившихся уменьшенных интервалов есть ум.5 между VII+ и  IV ступенями. Ум.5 это тритон. Тритоны не относятся к характерным интервалам, так как они бывают и в натуральном ладу.

Среди уменьшенных интервалов так же, как и в миноре, исключаем тритон — ум.5. Он не относится к характерным интервалам.

Разрешение характерных интервалов.

Характерные интервалы имеют специфическое напряженное звучание. Иногда их относят к диссонансам, так как слух настоятельно требует их разрешения.

Однако напряженность их звучания имеет иную природу, чем, у акустических диссонансов — секунды или септимы. Секунда и септима всегда звучат резко. А эффект характерных интервалов чисто психологический, возможен только в контексте тональности.

По своей тоновой величине все характерные интервалы энгармонически равны консонансам. Поэтому взятые изолированно, без контекста он не прозвучат как «характерные»

Именно контекст заставляет слух чувствовать искаженность звукоряда и напряженное тяготение полутоновых связей между устойчивыми и неустойчивыми ступенями. Не случайно начиная с XV-XVI века уменьшенные и увеличенные интервалы использовались композиторами и в мелодиях, и в гармониях для выражения томления, страсти, страдания, муки, и прочих состояний сильного напряжения.

Разрешаются характерные интервалы согласно тяготениям неустойчивых ступеней в устойчивые:

Есть общая закономерность: уменьшенные интервалы при разрешении «сжимаются», увеличенные – «расширяются».

Как правильно записать характерные интервалы согласно школьным правилам:

  1. Напишите ключевые знаки заданной тональности.
  2. Напишите себе шпаргалку из трех ступеней: VII, III, VI. Поставьте при нотах ключевые знаки.
  3. В миноре повысьте VII ступень; в мажоре понизьте VI ступень. С помеченной ступенью образуются два интервала.
  4. Выпишите первый характерный интервал – ум.4. Разрешите его в устойчивые ступени.
  5. Сделайте обращение первого интервала – получится ув.5. Разрешите его в устойчивые ступени.
  6. Аналогично работаем со второй комбинацией ступеней: ум.7 с разрешением, и его обращение ув.2 с разрешением
  7. Подпишите все интервалы. Подпишите, на каких ступенях они образованы.

Заметьте, что у пар характерных интервалов, которые являются обращениями друг друга: ум.4 ↔ ув.5   и ум.7 ↔ ув.2 , — разрешения тоже являются обращениями друг друга: м.3 ↔ б.6  ,  ч.4. ↔ ч.5

Это наблюдение также помогает все верно оформить в школьной работе.

02.11.2021

0 комментарий (-ев) к статье "Характерные интервалы"

    Оставить сообщение

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    0
      0
      Корзина
      Ваша корзина пустаКаталог курсов