Сегодня поговорим с вами об интересном феномене как комбинационные тона, которые важны как с точки зрения более глубокого понимания природы звука и различных строёв, так и с практической точки зрения, так как их можно использовать для выстраивания чистых интервалов, например при игре на скрипке или пении в несколько голосов.
Эффект, который мы рассмотрим был был открыты немецким органистом и теоретиком музыки Георгом Андреасом Зорге в 1745 году, в 1754 году более подробно описаны итальянским скрипачом и композитором Джузеппе Тартини (отсюда их другое название «тоны Тартини»).
Научное название для этого эффекта комбинационные тоны.
Когда я услышал как работает эффект комбинационных тонов, то был приятно удивлен так как в очередной раз убедился в том, что звук это один из самых сложных явлений в нашей жизни.
В начале кратко в чем суть этого эффекта.
Если на достаточной громкости слушать два звука, то наш мозг начинает подмешивать к их звучанию другие звуки. Их делят на два вида: тоны вычитания и тоны сложения. Как понятно из названия, речь идёт о вычитании или сложении частот. Тоны сложения очень слабо ощутимы на слух, поэтому под тонами Тартини обычно подразумеваются тоны вычитания.
Естественно, что этих звуков не существует, они появляются в следствии нелинейности нашего слухового аппарата. Нелинейность слуха выражается в появление субъективных гармоник.
Что такое нелинейность – проще всего это описать как несовпадение исходящего сигнала с входящим. При воздействии на перепонку синусоидального сигнала возникают гармоники, которых нет в изначальном сигнале это и есть субъективные гармоники.
Например, если воспроизвести синусоидальный сигнал частотой 400Hz то наша перепонка также сгенирирует обертона частотой 800, 1600hz и тд
Эти гармоники называются субъективными, так как они появляются только в следствии работы нашей слуховой системы и отсутствуют в изначальном сигнале.
Фантомные тоны, которыми являются тоны Тартини, как я уже сказал, возникают из-за нелинейности слуховой системы.
Когда мы слышим на достаточной громкости два звука например с частотой 200 и 600, то наш мозг воспринимает и разницу между этими звуками, которая равна 400. При этом, если убрать любую из нот интервала, то и пропадет разность в их звучании – думаю это очевидно.
Интересным является следующее (Особенно это будет полезно любителям утверждать, что обертона и природа звука никак не влияет на их восприятие звуков в тональности.)
Если мы вычтем разницу из звуков в темперированном строе, то увидим, что ни один из воспринимаемых нами комбиаторных тонов не равен частоте этого звука в РТС
Но если например в большой терции понизить частоту до чистого строя, то получим ноту C совпадающую с ее частотой в РТС.
То есть, теперь возникает простая и научная ситуация, в которой вам для того, чтобы не слышать обертона, не подаваться влиянию комбиаторных тонов нужно исключить из процесса слушания музыки – а) барабанную перепонку б) любые звуковоспроизводящие элементы, имеющие физическую природу
В противном случае любая музыка которую вы слышите
1) всегда будет содержать элементы в той или иной степени далекие от темперации
2) на нее всегда будут оказывать влияние нелинейность вашего слухового аппарата и обертона
Также для меня было интересным отметить, что разница частот в интервалах малой терции, большой и малой сексты дополняется в комбинационных тонах до трезвучия, что в каком то смысле есть еще одно доказательство в пользу естественности мажорного и минорного трезвучия. Пример комбиационных тонов
0 комментарий (-ев) к статье "Звуки, которых нет: комбинационные тона"